Гигиена детей и подростков - наука и область практического применения по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения. Это специальный раздел в гигиене, который тесно связан с вопросами общей гигиены, изучает взаимодействие растущего, развивающегося организма с окружающей средой. История развития гигиены детей и подростков тесно связана с развитием гигиены, методы изучения едины, норы и правила однотипны. Изучения и наблюдения проводятся как в натурных условиях, так и в лабораторно-поликлинических, клинических. Гигиена детей и подростков тесно связана с психолого-педагогическими науками, педиатрией, социальной гигиеной, эпидемиологией, физической культурой и спортом.
Гигиенические аспекты здоровья детей и подростков начинаются с профилактической медицины на стадии планирования и зачатия, вынашивания, родов целым комплексом мероприятий по охране материнства и детства. Это женские консультации, родильные дома, социальная защита - дородовые и послеродовые отпуска, перевод на безопасную, безвредную легкую работу, поощрения и вознаграждения за ранний учет в женской консультации. Проводится генетическое консультирование, наблюдение, контроль за внутриутробным развитием, даются рекомендации профилактического порядка по образу жизни женщины, ее питания, движения, отдыха. В организме матери формируется третий круг кровообращения - эмбриона и плода, в первую очередь все хорошее и плохое поступает им, приоритет новой жизни.
Современные гигиенические аспекты роста и развития детей и подростков необходимо начать с термина валеология. Valeo - здравствую с момента зарождения новой жизни. Все болезни детскими ножками входят во взрослую жизнь. Уровень и качество здоровья зависит от многих хорошо управляемых факторов как генетически детерминированных, так и внешних сил природы, образа жизни и помощи профилактической медицины. Весь взаимосвязанный комплекс физического, психического и нравственного здоровья формируется и воспитывается не только окружающим биолого-социальным миром, но и самим человеком.
Здоровье - наивысшее благо.
Научно-технический прогресс уменьшает долю физического труда и увеличивает его интенсивность, интеллектуальную и психическую нагрузку, снижает двигательную активность. Три кита физического, психического и нравственного здоровья - питание, движение, защита. Питание все больше становится рафинированным, высококалорийным, бедным или лишенным биологически активными веществами. Дефицит защиты сном дает рост невротических и астеноневротических состояний. Двигательный голод увеличивает деформации опорно-двигательного аппарата.
Здоровье
- интегральный показатель формируется из следующих компонентов: соматического, физического, эмоционального, личностного, нравственного, умственного, духовного, психического, социального.
В Республике Беларусь осуществляется целенаправленная программа по сохранению здоровья подрастающего поколения.
Программа "Здоровье соматическое" проходит под девизом первичной гигиенической профилактики "Я знаю как не болеть". Основными направлениями деятельности в этой программе являются: систематические медицинские обследования детей (сентябрь, май) с распределением детей на медицинские группы по организации правильного распределения физической нагрузки на организм. Определены четыре медицинские группы для занятий физической культурой: основная, подготовительная, специальная медицинская группа и лечебной физической культуры. Одновременно проводится цикл лекций для родителей и учащихся, воспитателей, учителей.
Растущий организм по своим анатомо-физиологическим особенностям и функциональным возможностям значительно отличается от взрослого, сформированного человека. Дети более чувствительны к неблагоприятным влияниям окружающей среды, в том числе и учебно-производственной обстановке. Их здоровье во многом определяется правильностью сочетания труда и отдыха, цвета и света, движения, вентиляции, освещения, вынужденной позы за партой, рабочим столом.
Приоритет здоровья детей должен быть и главным принципом организации эколого-педагогического взаимодействия медиков и педагогов в общеобразовательных учреждениях. В Республике Беларусь функционирует общеобразовательная школа-сад в Солигорском районе Минской области. Она является моделью такого взаимодействия и выделяет следующие составляющие здоровья: соматическое, психическое, духовное, умственное, нравственное, социальное, эмоциональное, личностное. Критерии оценки - поступки и поведение, самооценка, самовоспитание, образ жизни.
Для педагогов это уровень учебной нагрузки, состояние физкультурно-оздоровительной работы, состояние внеурочной воспитательной работы, психологическая помощь учащимся, профилактическая работа по здоровому образу жизни. Развитие и учеба ребенка должна идти не за счет резервов организма, а наращиванием его потенциала с учетом физических и возрастных возможностей. Необходим единый механизм формирования здоровьесберегающей среды в дошкольных учреждениях, учреждениях образования, в семье.
Реформирование общеобразовательной системы усиливает роль профилактической медицины, самого ребенка, семьи. Она должна стать школой здоровья. Республиканский научно-практический центр гигиены и ГУ РЦГЭиОЗ определили величину вклада каждого фактора и ввели количественную характеристику здоровья - индекс здоровья. Индекс здоровья - это число выявленных отклонений по органам и системам к общему числу. Создан алгоритм определения этого индекса, в общеобразовательных и внешкольных учреждениях действует программа "Здоровье - среда обитания". Для санитарно-эпидемического благополучия свой индекс, для семьи - индекс жизнеобеспечения. Эти индексы позволят выявить уязвимые места и целенаправленно проводить санитарно-гигиенические мероприятия.
Правильно организованный режим дня, рациональное распределение времени ребенка, особенно отдыха, ночного сна, пребывания на свежем воздухе - залог уравновешенности нервной системы. Малая двигательная активность способствует росту вегето-сосудистой дистонии, нарушений осанки. По данным научных исследований более 50% детей первой группы здоровья посещали спортивные секции. Образовательное пространство, условия обучения и воспитания должны соответствовать функциональным возможностям ребенка. В гигиену общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении широко внедряются оздоровительные мероприятия, увеличивается их число, открываются компенсирующие группы для детей с нарушениями в состоянии здоровья.
В структуре заболеваний подрастающего поколения первое место занимают болезни органов дыхания, затем нервной системы, органов чувств и на третьем месте органов пищеварения. Немаловажную роль и значимость имеет социальная компонента ребенка, образ жизни и статус семьи.