Лекарственные средства тибетской медицины в основном изучали русские ученые, поскольку они имели возможность получить богатый опросный материал улам-лекарей Забайкалья, где в дореволюционное время тибетская медицина была широко распространена среди бурятского населения (1. с.110).
Так, среди русских ученых и исследователей, внесших вклад в изучение лекарственных растений тибетской медицины на территории Забайкалья следует выделить И. Реманна, В. Птицына, Н.В. Кирилова, А.М. Позднева, А.Ф. Гаммермана, Б.В. Семичова, М.Д. Шупинскую, М.Н. Варлакова, Т.А. Меньшикову, Г. Стукова и других.
Таким образом, имеются исчерпывающие сведения об ассортименте растений тибетской медицины в Забайкалье, но некоторые растения, использовавшиеся в Тибете, остались неизвестными. Также научно не доказана полная идентичность лечебных свойств тибетского сырья и его заменителей из флоры Монголии и Забайкалья.
Фармацевтические знания являются важной частью тибетского медицинского искусства и науки. Она основывается на ряде теорий и законов, которые установлены с помощью логики, а также путем непрерывного изучения и опыта (23. с.35).
Вообще тибетская медицина выделяет 5 элементов, которые являются материальной основой, как живых, так и неживых феноменов: Земля, Вода, Огонь, Воздух и Пространство. Именно на теории пяти элементов базируются принципы фармакогнозии. Также фармакогнозия основывается на законе органического единства материальных тел, включая человеческое тело, с одной стороны, и лекарства - с другой.
Одним из основных правил тибетской медицины является лечение всего организма больного, поэтому в ней используются не единичные растения, а сложные лекарственные смеси.
Принципы составления тибетских лекарственных смесей изложены в «Чжуд-ши» и «Вайдурья-онбо».
Компоненты лекарственной смеси должны быть подобраны с учетом ряда особенностей: (1. с.115)
) составление смеси из минеральных, животных и преимущественно растительных средств;
) одинаковая направленность лечебного действия нескольких компонентов смеси;
) введение с лекарством в организм недостающих для организма «первоэлементов»;
) ликвидация проявлений болезни средствами, противоположными по действию ее признакам (при наличии жара необходимо назначать средства, снижающие жар, а при «холодных болезнях» дать лекарственные смеси с горячительными свойствами);
) подбор компонентов с учетом вкуса, свойств и качественных признаков.
Таким образом, тибетская медицина зародилась в Тибете в 6-7 в. н.э. в результате переосмысления тибетцами достижений традиционных систем Востока. Наибольшее влияние на формирование традиций тибетской медицины оказала индийская медицина.
Сохранив неизменными ее теоретические основы, тибетцы распространили медицину вместе с буддизмом на территории Монголии, Тувы, Калмыкии, Забайкалья и др.регионов, в связи с чем появились монгольский, бурятский и другие варианты индотибетской медицины.
В данной работе будут рассматриваться лекарственные растения бурятского варианта тибетской медицины на примере двух районов Читинской области (Оловяннинского и Читинского районов).
Важной особенностью тибетской медицины является лечение всего организма человека, поэтому для лечения используются сложные лекарственные смеси, которые составляются с учетом некоторых особенностей:
) лекарственная смесь должна включать не только растительные средства, но и средства минерального и животного происхождения;
) компоненты лекарственной смеси должны иметь одинаковую направленность лечебного действия;
) при введении лекарства в организм необходимо учитывать введение недостающих «первоэлементов»;