Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста, спокойствие и возрастание уровня интеллекта плода [46]. Ее дистресс и химические токсины приводят к низкому весу плода, увеличению процента смертности, респираторных инфекций, астмы, ослаблению когнитивного развития [23, 53].
Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики [13]. Ее эмоциональный стресс статистически коррелирует с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, низким IQ, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании, попыткам суицида. Исследователи показали, что мальчики матерей, которые не хотели иметь детей, характеризуются склонностью к криминальным действиям.
Доказано, что травма плода сохраняется в эмоциональных впечатлениях взрослой жизни [4]. Дети, травмированные еще в утробе матери, остаются гиперсензитивными к стрессу, боязливыми, замкнутыми и злыми.
Результаты проведенных экспериментов и наблюдений, а также данные клинических исследований показали что, система памяти возникла не только для того, чтобы плод обучался в утробе матери, но и в дальнейшем использовал пренатальный и родовой опыт.
Новорожденные могут вспоминать колыбельные песни, напетые им пренатально [9], и различать с рождения голос своей матери, выделяя его из других женских голосов [16, 3, 8]. Доказательством более сложной памяти является эксперимент Де Каспера [7], который исследовал 16 беременных женщин. Они читали «The Cat in the Hat» или другое стихотворение с различного расстояния от своего плода дважды в день последние 6 недель беременности. У младенцев определялась степень предпочтения, которое они отдавали знакомым или неизвестным текстам. Для этого у детей сразу после их рождения регистрировались изменения сосательных движений. Они слушали магнитофонную запись любимых стихов, определяя их исполнителя, вспоминая сложные речевые формы, «выученные» в утробе матери.
Учитывая последние эксперименты, демонстрирующие успехи плода в обучении [10], некоторые родители начали передавать ему «память семьи», играя с ним, при этом массировали и успокаивали, постукивали легкими толчками в ответ на его толчки. Они называли это «игрой в толчки» [1].
Современные взгляды на обучение плода привели к ряду впечатляющих исследований, выявивших для него роль обогащенной среды. Было показано, что пренатальная стимуляция вызывает усиление моторных способностей и свойств интеллекта, которые сохраняются годами. Группу беременных женщин, участвовавших в пренатальной интенсивной стимуляции, исследовали параллельно с тщательно подобранной контрольной группой, не участвовавшей ни в каких дородовых программах. Постнатальная оценка обеих групп по стандартным тестам развития показала значительное усиление моторного развития, зрительных навыков, эмоциональных выражений и ранней речи у детей с пренатальной сенсорной стимуляцией. Эти показатели закрепляются постнатально обогащенным опытом среды.