В настоящее время актуален и современен валеологический подход, рассматривающий здоровье с междисциплинарной точки зрения, в основе которой лежит представление о динамических резервах системы организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологичес-кого, социально-культурного развития и сохранения здоровья человека в условиях на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды (Кураев, 1996).
Здоровье человека меняется с возрастом: оно максимально в 20-25 лет, а затем снижается, особенно интенсивно в 40-45 лет. Отсюда вкладываемые в понятие здоровье системы и концепции здоровье взрослого и ребенка близки, но неидентичны. Детство - период интенсивного развития. Организм ребенка несет в себе врожденные задатки здорового долголетия, которые необходимо развить и сохранить с помощью педагогических методов (педология - наука о ребенке). Поэтому при оценке здоровья ребенка нужно ориентироваться в основном на его измерении, а не на риске его утраты или неполной его реализации. Организм детей и стариков для поддержания своего здоровья требуют затрат в десятки раз больше, чем в среднем возрасте. Поэтому риск потери количества здоровья в эти периоды онтогенеза, особенно в критические, необычайно велик.
Многомерность индивидуального здоровья определяется различными системами, участвующими в поддержании его конкретного состояния, уровня, которые сами по себе являются ценностями, интегрально отражающими какую-либо сторону здоровья. Они связаны между собой, подчинены и могут быть выражены количественно и качественно.
По мнению А.Г. Щедриной (1996), целесообразно выделять пять таких качеств: 1) уровень и гармоничность физического развития; 2) резервные возможности основных физиологических систем (связанных с возрастными и фенотипическими особенностями организма); 3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма; 4) наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития; 5) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Каждый из названых признаков может позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние организма. Например: при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой системы у человека может быть низкий уровень иммунитета, закаленности и в результате - частых простудные заболевания, склонность к обострению имеющегося хронического заболевания.
Болезнь или дефицит физического развития - это один из показателей, характеризующих здоровье человека в целом, несомненно, относящихся к факторам риска и требующих внимания и контроля.
Физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма - еще одной составляющей частью здоровья. Функцио-нальное состояние организма человека определяется наличием резервов его основных систем. Увеличение резервных возможностей организма базируется на согласованности в интересах целостного организма реакций отдельных органов и систем, и мобилизация физиологических резервов является реакцией высокой биологической значимости. В свою очередь резервные возможности и степень их компенсированности зависят от состояния механизмов регуляции, их совершенства, что имеет значение в процессах адаптации в бытовых, экологических и производственных условиях (Казин, Блинова, Литвинова. 2000).
Болезнь препятствует и нередко значительно ограничивает приспособительные возможности организма при действии различных средовых факторов.
Используется множество критериев для оценки категорий здоровья. Один из основных критериев - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Среди более конкретных и практических критериев можно выделить такие, как «степень напряженности механизмов адаптации». При теоретической разработке понятие «здоровье» не учитыва-ется такой биологический феномен, как индивидуальная изменчивость, которая относится к типологическим свойствам организма и отдельных систем (конституция человека).
Невозможно объяснить понижение уровня здоровья, исчерпание ресурсов организма на основании изучения только физиологических механизмов. Опираясь на фундаментальные и практические исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна. Н.П. Бехтеревой, Г.И. Косицкого, М.Н. Ливановой, Е.Н. Соколова, К.В. Судакова и их учеников, можно утверждать, что «физиологические механизмы управляются психическими и социальными факторами и функционируют под их сильным воздействием».