Это один из важнейших факторов среды, оказывающий влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. Помимо углекислого газа, который вдыхает человек, организм выделяет в воздух более 200 химических соединений: метан, этан, аммиак, ацетон, метиловый и этиловый спирт, сероводород, хлорсодержащие соединения, бензол и многие другие. Всё это антропогенные выделения. Часто эти соединения воздушных отходов учёные именуют антропотоксинами - человеческими ядами. А поскольку в настоящее время наблюдается рост числа детей с аллергиями, то внимание к воздушно-тепловому режиму должно быть также пристальным [10].
Состояние воздушной среды характеризуют показатели температуры, влажности, подвижности и т.д. Любой показатель изменяется в различных пределах. В зависимости от диапазона изменений выделяют:
· оптимальные параметры - это изменение показателя в узких пределах. Они определяют зону комфорта, в которой возможна максимальная работоспособность учащихся;
· допустимые пределы - это изменение показателя в широких пределах, за верхней и нижней границами которых говорят о нарушении санитарно-гигиенических норм по данному показателю (табл. 1).
Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от его назначения и климатических условий и должна составлять:
· в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20 °C при их обычном остеклении и 19 - 21 °C - при ленточном остеклении;
· в учебных мастерских - 15 - 17 °C;
· в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18 - 20 °C;
· в кабинетах информатики - оптимальная 19 - 21 °C, допустимая 18 - 22 °C;
· в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий - 15 - 17 °C;
· в раздевалке спортивного зала - 19 - 23 °C;
· в кабинетах врачей - 21 - 23 °C;
· в рекреациях - 16 - 18 °C;
· в библиотеке - 17 - 21 °C,
· в вестибюле и гардеробе - 16 - 19 °C.
Таблица 1. Оптимальные пределы и допустимые пределы температуры для классных комнат
Время года |
Оптимальные параметры t, ºС |
Допустимые пределы t, ºС |
Зима |
18 - 20 |
17 - 22 |
Весна |
18 - 22 |
17 - 23 |
Осень |
16 - 22 |
15 - 22 |
Постоянные отклонения от комфортных показателей неблагоприятно отражаются на состоянии учащихся и повышают риск нарушения их здоровья [1, 5, 10].
Неблагоприятна как для детей, так и для учителей сухость воздуха (влияние на голос). В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40 - 60%. Данный показатель определяется психрометрами в зоне дыхания. Допустимые пределы составляют 25 - 60%. Простой способ повышения влажности: положить на батарею мокрые полотенца, нижний край которых нужно опустить в сосуды с водой. Можно просто попрыскать в классе из бутылочки с простой насадкой.
В любом помещении существуют две системы вентиляции, приток воздуха через форточки и канальная система вытяжки с естественным и механическим побуждением (мастерская, кулинария, столовая). Отсутствие неорганизованного местного притока воздуха создаёт в кабинете недостаточное качество состояния воздуха, тем более что принудительная вентиляция в школах очень старая.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.
Таблица 2. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Температура наружного воздуха, ºС |
Время проветривания (мин.) | |
в малые перемены |
в большие перемены | |
от +10 до +6 |
4 - 10 |
25 - 35 |
от +5 до 0 |
3 - 7 |
20 - 30 |
от 0 до -5 |
2 - 5 |
15 - 25 |
от -5 до -10 |
1 - 3 |
10 - 15 |
ниже -10 |
1 - 1,5 |
5 - 10 |