Предметы оборудования для детей и подростков должны соответствовать их анатомо-физиологическим особенностям и антропометрическим данным. Мебель и другое оборудование должны способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать пропорциям их тела. Занятия в школе связаны со статическим напряжением мышц спины, живота, конечностей [1, 5, 6].
У младших школьников отмечается меньшая устойчивость позы по сравнению со средним и старшим возрастом. В задачу удержания позы входит сведение к минимуму величины отклонения центра тяжести от положения равновесия. При увеличении наклона корпуса происходит смещение центра тяжести и увеличение амплитуды его колебаний, одновременно увеличивается напряжение мышц шеи и спины, при этом наблюдается учащение пульса, уменьшение амплитуды дыхательных движений, отмечается нарушение зрения, регистрируется венозный застой в конечностях, сдавливание межпозвоночных дисков [1].
Положение тела считается правильным, если:
· устойчивое равновесие и центр тяжести не выходят за площадь опоры;
· наблюдается нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов;
· отсутствует дополнительное статическое напряжение.
Посадка ученика за партой считается правильной, если:
· имеется достаточное количество площадей опоры (сиденье, спинка, пол);
· бедра лежат на сиденье не менее 2/3 и не более 3/4 своей длины;
· расстояние глаз от рабочей точки (тетрадь, книга) равно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами;
· грудная клетка отстоет от края стола на 5-6 см (ширина ладони);
· ноги согнуты в коленном и тазобедренном суставах под прямым или слегка тупым углом (90-100°).
Грамотный подбор мебели для школы необходим для:
· обеспечения правильного положения тела и длительной работоспособности;
· нормального физического развития;
· профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата [3].
Школьная мебель стандартизирована, и ведущим критерием в определении группы мебели является рост учащегося. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. При подборе мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются (табл. 3)
Материалами для изготовления школьной мебели могут служить различные виды древесины: пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты (ясень, береза, бук, сосна, ель, пихта) - и различные пластические материалы. Поверхность должна быть гладкая, матовая. Цвет - все оттенки зеленого и натурального дерева.
Учителю также необходимо постоянно напоминать о правильной позе учащемуся во время занятий. По данным Научного Центра здоровья детей РАМН правильная поза для учащихся должна соответствовать различным параметрам тела ребёнка и должна меняться при выполнении им различных учебных действий: при письме, при чтении, стоя у доски или за партой.
Если с подбором мебели возникают затруднения, лучше посадить учащегося за парту большего размера, чем требуется [1].