Американские авторы считают, что реабилитолог в целях повышения качества реабилитации должен знать обо всех приспособлениях, уметь пользоваться ими и обучать пациентов с учетом индивидуальных особенностей каждого реабилитируемого. К сожалению, в США около половины медицинских школ не имеют кафедр реабилитации. Американская ассоциация восстановительной терапии в своем печатном органе «Журнал восстановительной терапии» пишет, что вопросы восстановительной терапии и реабилитации должны привлечь к себе внимание широкого круга врачей в целях оказания действенной помощи нуждающимся в ней.
Отдельные университеты, медицинские школы США проводят подготовку реабилитологов по специальным программам. Так, центр медицинских наук при университете штата Висконсин предусматривает подготовку медицинских работников с целью специализированного обслуживания больных с хронической закупоркой дыхательных путей в небольших городах и сельских районах. Они считают, что личный врач может руководить программой по реабилитации и в данном случае расходы больного на лечение ниже, чем при централизованной программе. В выполнении программ реабилитации значительное место занимает санитарное просвещение. На это указывают многие авторы. Основная трудность заключается в том, чтобы убедить больного в возможности вести обычный образ жизни, принимать активное участие в процессе реабилитации. Для этого необходима санитарно-просветительная работа с ними, родственниками, соседями, знакомыми, друзьями.
В Германии обращают внимание на подготовку дипломированных педагогов в области естественных наук, получивших дополнительную квалификацию по санитарному просвещению. Они информируют больного относительно характера его болезни, возможностей лечения, многообразия факторов риска и т.д. Подготовка специалистов по реабилитации осуществлялась на курсах усовершенствования врачей, основы реабилитации были включены в учебные программы медицинских институтов. Реабилитация требует знания логопедии, аудиологии, протезирования, подготовки по профессиональным консультациям, подбору работы и др.
Г.И. Кассирский считает, что реабилитология - это раздел науки, изучающий различные вопросы восстановления здоровья. Возникновение этой дисциплины отвечает требованиям, предъявляемым в настоящее время обществом к медицине и здравоохранению. Реабилитация требует синтеза различных знаний, открывает новые пути пересмотра ряда теоретических положений в медицине. В соответствии с этим необходима подготовка врачей реабилитологов соответствующего профиля.
В странах СНГ в ходе развития и совершенствования организации МР отмечена слабая обеспеченность кадрами и низкая их квалификация, нехватка оборудования и помещений, недостаточная медицинская пропаганда успехов и возможностей реабилитации, что снижает полноту охвата и эффективность ее. В программах клинических дисциплин недостаточно представлены вопросы реабилитации и трудоустройства инвалидов.
Вполне обоснованно предложение Л.В. Михеевой, которая указывает на разнообразие форм подготовки кадров в зависимости от потребности в специалистах на этапах медицинской помощи. Например, в поликлиническом отделении реабилитации лечебный процесс должен проводиться единым лечащим врачом-специалистом, получившим специальную подготовку и владеющим всеми видами МР. Он обследует больного, составляет индивидуальную программу, контролирует ее выполнение. В результате такой организации лечебного процесса отпадает необходимость в других специалистах (врачах-физиотерапевтах, по лечебной физкультуре и т.д.).
Некоторые авторы предлагают не обучение студентов, а повышение квалификации специалистов на соответствующих профильных кафедрах. Программа усовершенствования врачей должна включать цикл лекций и занятий по вопросам организации и методам МР на базе ЦМР. Аналогичные изменения должны быть внесены в программу подготовки средних медицинских работников. Необходимо расширить творческое сотрудничество учреждений здравоохранения с научно-исследовательскими и медицинскими институтами. Некоторые авторы считают, что все специалисты по профилю наряду с участковыми врачами должны быть подготовлены и ответственны за реабилитацию больных.
Мы полагаем, что подготовку врачей-реабилитологов надо начинать в медицинских институтах на всех клинических кафедрах с учетом использования их в системе ПМСП, а специализацию и усовершенствование обеспечивать в институтах усовершенствования врачей. Программы должны учитывать возможность подготовки специалистов по общей реабилитации для многопрофильных поликлинических и больничных учреждений МР, а также специалистов-реабилитологов для монопрофильных центров и отделений. Следует реорганизовать подготовку медицинских сестер с учетом особенностей МР на этапах медицинской помощи, а также медицинских психологов, трудотерапевтов, инструкторов по трудотерапии.