Концентрация и активность ферментов, отвечающих за окислительные процессы в мышцах, так же очень высоки - почти как спортсменов стайеров ( Д.А.Фарбер, 1990 г.). Морфологическая структура мышц такова, что каждое волокно близко соприкасается с капиллярами, доставляющие в мышцы кровь, а вместе с ней кислород и питательные вещества. Для детей этого возраста характерна высокая потребность в кислороде несмотря на сравнительно невысокую массу скелетных мышц, отношение максимального потребления кислорода (МПК) в возрасте 9-10 лет почти в 2 раза превышает подобное отношение у взрослых. Интересен тот факт, что после этого возраста - младшего школьного, таких явлений больше не наблюдается.
Высокая потребность в кислороде характерна и для тканей внутренних органов, а также для мозга. В младшем школьном возрасте мозг ребенка потребляет кислород в два раза интенсивнее, чем мозг взрослого.
Претерпевает существенные изменения структура и функциональная деятельность мозга. В этом возрасте заканчивается рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Однако, функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. В корково-подкорковом взаимодействии лидирует кора. Созревание коры больших полушарий отражается в ЭЭГ и свидетельствует о высокой степени сформированности состояния покоя для приема и переработки информации, поступающей из вне. Усиление влияния коры по отношению к подкорковым структурам способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, осмысливания поведений. По мнению шведских ученых нельзя игнорировать того, что женский мозг функционирует не так как мужской. Установлено, что девочки с поразительной легкостью усваивают информацию в младшем школьном возрасте. Поэтому комиссия министерства образования пришла к выводу, что точные науки они должны изучать в младших и средних классах, тогда как мальчики - в старших.
В течение младшего школьного возраста создаются предпосылки для совершенного опознания зрительных стимулов, совершенствуется выделение наиболее значимой информации по заранее заданной инструкции или по внутреннему побуждению, что в первую очередь связан с усилением вовлечения в процесс восприятия лобных отделов коры больших полушарий (Д.А. Форбер, 1990 г.). Меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимула и большую его информационная значимость. Таким образом младший школьный возраст - это возраст перехода от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций.
Несмотря на завершение морфологического развития нервной системы, по - прежнему, все еще преобладает процесс возбуждения, что приводит к быстрому утомлению. Большая возбудимость, высокая пластичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению дыхательных навыков. В возрасте 7-10 лет дети могут без особого труда овладеть технически сложными формами движения. В то же время у них резко выражено запредельное торможение и слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей.
Возрастные изменения сердечно-сосудистой системы в младшем школьном возрасте характеризуются равномерностью, относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Масса сердца в этом возрасте составляет 83-122 гр. Одной из причин сравнительно низкого артериального давления в возрасте 7-10 лет является относительно больший просвет прекапиллярной и капиллярной сети. Т.е. в этом возрасте составляет СД=100-105 мм. рт. ст., ДД= 53-62 мм. рт. ст. Закономерное снижение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического объема крови (к 7 годам СО=23 мл, к 10 годам-37 мл), появлением и становлением центров блуждающего нерва. Так, возрасте 7-8 лет ЧСС= 80-92 уд/мин, а к 10 годам составляет - 76-84 уд/мин.