Медицинская практика показывает, что 80% всех заболеваний являются хроническими. Хотя в результате клинических исследований большинство терапевтических мер было признано в высшей степени целесообразными, их качество часто далеко от удовлетворительного. Многие пациенты не следуют полученным рекомендациям, правильно проводят назначенное лечение менее 50 %. Было выявлено, что пациенты неправильно информированы о своем состоянии, лишь единицам была оказана помощь в управлении заболеванием или принятии на себя ответственности за результаты лечения (Анциферов М.Б., Старостина Е.Г. и др. 1994).
Хотя большинство медиков достаточно компетентны в постановке диагноза, только некоторые считают нужным объяснять пациентам как управлять своим заболеванием. Этому может быть несколько причин, в частности недостаточное количество времени, отведенного на прием, или недостаточная осведомленность врачей о необходимости поступать подобным образом. Одной из причин возникновения данной ситуации является то, что, изначально, базовое образование большинства медработников и особенно врачей принципиально нацелено на постановку диагноза и выбор терапевтической тактики (Анциферов М.Б., Суркова Е.В., и др. 1994).
Ведение больных СД далеко не так удовлетворительно, как могло бы быть. Качество оказываемой помощи, наряду с медикаментами и другими лечебными мероприятиями, по- прежнему во многом зависит от наличия у больного навыков самостоятельного ежедневного управления своим заболеванием.
Цель обучения больного в создаваемых "школах" не восполнение недостатка знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее и к изменению поведения, и к истинному умению управлять лечением диабета в активном союзе с врачом (Дедов И.И., Майоров А.Ю., и др. 1999)
"Школы" для больных СД должны научить своих пациентов жить с этим заболеванием, управлять им, информировать о возможных осложнениях СД.
В "школе" не только пациент страдающий СД, но и его семья должны пройти курс обучения, которое позволит приобретенные знания, навыки применять для управления своим заболеванием (Галстян Г.Р. 1993.).
Одним из направлений Федеральной целевой Программы "Сахарный диабет", является развитие "школ" для обучения больных сахарным диабетом.
В настоящее время разработаны и внедрены в практику различные структурированные программы обучения:
· для больных сахарным диабетом 1 типа;
· для больных сахарным диабетом 2 типа;
· для детей, больных сахарным диабетом, и их родителей;
· для больных сахарным диабетом 2 типа на инсулино-
· терапии;
· для больных сахарным диабетом 2 типа с гипертонией;
· для беременных с сахарным диабетом.
Развитие и внедрение программ обучения больных сахарным диабетом в практическое здравоохранение отвечает задачам по совершенствованию системы медицинской помощи и качества жизни данной категории больных [Дедов И.И., Анциферов М.Б. и др. 1999г.].
Больные с СД обязаны знать о причинах возникновения СД, схем его лечения, образе жизни.
Особенность терапии сахарного диабета состоит в том, что пациенту приходится пожизненно самостоятельно проводить сложное лечение.