Постсоветское реформирование системы здравоохранения, повсеместное внедрение недостаточно подготовленных рыночных механизмов вызвало угрозу чрезмерной коммерциализации медицинских услуг и уже привело к сокращению доступности медицинской помощи менее обеспеченным слоям населения, проявлению территориальных различий в обеспечении населения страны равнодоступной медицинской помощью.
Результаты социологических исследований показывают, что 89,5% респоидентов считают, что существующая система здравоохранения крайне недостаточно или недостаточно учитывает потребности населения в медицинской помощи (26,3% и 63,2% соответственно). 56% опрошенных потребителей медицинских услуг выступают за сохранение старой системы здравоохранения, когда государство считалось гарантом здоровья своих граждан (2,25).
Фактически разрушенной за последние годы оказалась система профилактической помощи. Исследуя проблему уровня удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи, разные авторы (12,27) пришли к выводу, что наибольшую их неудовлетворенность вызывает профилактическая деятельность поликлиник, организация сестринского дела и организация восстановительного лечения, включая как несоблюдение в ряде случаев прав пациентов, так и недостаточную результативность оказываемых услуг. Пациенты указывают на значительные организационно-финансовые трудности в приобретении соответствующих услуг, а также отсутствие иногда вообще возможности их получения.
Анализ основных показателей общественного здоровья и заболеваемости населения по регионам Российской Федерации, по возрастно-половым и социальным группам, по нозологическим формам свидетельствует о наличии затяжного психо-эмоционального стресса у большей части населения России, об увеличении доли депрессивных расстройств и реактивных психозов, об омоложении многих болезней, о хронизации патологии, особенно в молодом возрасте, об истощении иммунного статуса населения, что делает достаточно неблагоприятным прогноз о состоянии здоровья жителей России.
Поздняя обращаемость работников за медицинской помощью приводит к увеличению длительности случая заболевания (рост к 2003 году, по сравнению с 1986 годом, составил 13%), отрицательная динамика средней продолжительности жизни 1991г.- 69,01; 1998г.-67,00; 2000г.-65,00; 2003г.-64,8 (средняя продолжительность жизни жителей России на 10-14 лет ниже, чем в развитых странах, причем пенсионный возраст в России наступает на 5-10 лет раньше). Значительные показатели общей смертности населения в 2002г.-16,2 на 1000 человек, в 2004г.-16,0 на 1000 человек. Высокие темпы роста смертности трудоспособной части населения ( в период 1991г-1994гг. рост общей смертности населения России составил 38%, а трудоспособной части - 68%, в 2000г. 34% и 46% соответственно), более, чем двукратное увеличение численности инвалидов за последние десять лет. Сохраняющийся высокий уровень профессиональной заболеваемости: 1990г.-1,96; 2000г.-1,81; 2004г.-2,04 на 1000 работающих в год достаточно наглядно характеризует негативные последствия социально-экономического кризиса и дезинтеграции системы охраны здоровья в России и заставляют еще раз вдумчиво проанализировать уроки советского здравоохранения.
Ведомственное здравоохранение МО, МВД, ФСБ, железнодорожников, энергетиков показывают значительно лучшие показатели состояния здоровья своих сотрудников, чем в целом в стране (4,25).
Таким образом, проблемы ведомственного здравоохранения на современном этапе представляют собой большой научный интерес в свете решения таких наиважнейших задач, как сохранение здоровья экономически активного населения, своевременного выявления негативных профессиональных факторов, формирования программ по профилактике возможных заболеваний, организации в полном объеме лечебно-диагностических мероприятий с учетом совершенствования сестринского дела.