Успешному осуществлению реформ в улучшении качества труда и деятельности медперсонала в современной крупной поликлинике может способствовать внедрение принципов менеджмента, экономических и социально-психологических методов в управлении персоналом (1,5,7).
Менеджмент (англ. management - управление, организация) трактуется как:
· особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов;
· феномен, интегрирующий в себе управленческую деятельность, кадровую политику, состояние всей управленческой инфраструктуры в различных масштабах. Менеджмент - это деятельность, направленная на совершенствование форм управления, повышение эффективности производства с помощью совокупности принципов, методов и средств, активизирующих трудовую деятельность, интеллект и мотивы поведения, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива. Управление возникает тогда, когда происходит объединение людей для совместного выполнения какой-либо деятельности. Управляющая сторона (субъект управления), управляемые - объекты управления (коллективы, отдельные работники). Основу управленческой деятельности составляют способы управления. Анализ управления определяется принципами, методами, функциями и целями управления.
Выделяют следующие принципы управления:
1. Организационные, координационные и оперативные, которые направлены на активизацию и усиление мотивации деятельности каждого сотрудника и всего коллектива. Среди них: власть и ответственность; единоначалие, единство руководства; централизация; линейное управление; порядок; стабильность; инициатива.
2. Принципы развития, направленные на оптимизацию взаимоотношений и повышение эффективности коллективной деятельности. Это - дисциплина, справедливость, подчинение индивидуальных интересов общим, кооперативный дух, постоянство персонала, вознаграждения и др.
. Принципы повышения имиджа, авторитета, представительства учреждения.
Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические.
К методам управления относят:
методы подкрепления и стимулирования,
методы регулирования поведения,
методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников,
развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства [Менеджмент в здравоохранении [Электронный ресурс] / Справочно-поисковая система по медицине «Medfind.ru». - М., 2006 - 2008].
Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе, тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур. (15,16).
Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы:
· Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, реабилитация, уход за больными и др.
· Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен. Касательно медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг.
· Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
· Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
· Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
· Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Целями управления могут быть: новаторские решение проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.