Совершенствование социально-психологических отношений - важный элемент для управления средним медицинским персоналом. Это необходимо применять как к труду средних медработников, так и к труду врачей. Важную роль при этом играют такие организационные мероприятия, как материальное и моральное стимулирование труда, планирование социального развития коллектива, совершенствование стиля и методов руководства, использование воспитательной силы традиций (8).
Для успешного использования среднего медицинского персонала для улучшения труда в крупной многопрофильной поликлинике, как отмечает С.И. Двойников (2006), необходимо также знание способов преодоления оппозиции и сопротивления.
Употребление разнообразных тактик в управлении средним медицинским персоналом может помочь в проведении мероприятий, направленных на улучшение труда и качества в поликлинике. Существуют следующие тактики для управления средним медицинским персоналом:
) Уклонение от ненужных изменений - когда не проводятся изменения только ради того, чтобы что-либо изменить;
) Информирование и образование людей об изменении до того, как оно произойдет, предоставление им возможности задать вопросы и высказать свои опасения по поводу предполагаемого изменения, а также создание условий для открытого общения. Любая программа, направленная на информирование и образование, которая может включать в себя индивидуальные обсуждения, совещания в группах, презентации, письма, отчеты, информационные бюллетени должна быть основана на взаимном доверии;
) Участие и вовлечение актуальны в том случае, если инициаторы изменений нуждаются в дополнительной информации и поддержке тех, кого затронет изменение;
) Поддержка и развитие - необходимы в случае, когда сотрудники проявляют значительные опасения или беспокойство по поводу изменений. Тогда руководитель может обеспечить им поддержку. Вид поддержки будет зависеть от типа изменения, может включать в себя обучение новым навыкам, управление стрессом, совещания в группах для обсуждения общих проблем или просто предоставление необходимых условий для того, чтобы сотрудники были выслушаны или им была предоставлена моральная поддержка;
) Переговоры и соглашения;
) Создание коалиций и альянсов;
) Манипулирование и кооптация. Данная тактика включает в себя избирательное использование информации, достижение тайных соглашений, привлечение новых сотрудников взамен неугодных. Такая стратегия может нанести урон, если ее обнаружат как подрыв репутации руководителя, так и репутации отделения и даже поликлиники;
) Явное и неявное принуждение. Это быстрый способ управления персоналом, и он иногда необходим, если нет времени на привлечение других способов, но он может привести к расхождению с некоторыми принципами поликлиники, он может вести к вынужденной уступчивости и слабой заинтересованности, мотивации средних медицинских работников.