Профилактика пневмонии
Профилактика пневмонии основана на соблюдении общих санитарно-гигиенических принципов (режим труда, проветривание помещений, борьба с запыленностью, курением, полноценное питание и т. д.). Большое значение имеют закаливание, санация очагов хронической инфекции. Также необходимо своевременное и адекватное лечение заболеваний, которые сопровождаются поражением легких. Важным моментом в лечении и профилактике пневмонии является правильная постановка дыхания [27].
Особенности протекания пневмонии у подростков
Подростковый возраст, являющийся переломным в становлении физического и психологического статуса человека, накладывает отпечаток на течение ряда заболеваний (А. Е. Личко). В среднем около 12 лет начинается период полового созревания, означающий гормональную перестройку всего организма. Также, у детей школьного возраста и у подростков из-за постоянного роста всего организма зачастую бывает ослабленный иммунитет, а нежная слизистая оболочка дыхательных путей со множеством кровеносных сосудов облегчает распространение воспалительного процесса.
У большинства детей, заболевших гриппом, вскоре начинается бронхит и пневмония [20]. Частые покашливания, слабость, обильный пот, плохой сон, еле заметная синюшность кожи вокруг красной каймы губ, вечернее повышение температуры - симптомы пневмонии у детей. Но только внимательно пpослушав легкие и опираясь на данные рентгеновского снимка (детей нельзя подвергать флюорографии), можно поставить точный диагноз. Коварство пневмонии в том, что она протекает при невысокой (до 38°С) или даже при нормальной температуре тела. При дальнейшем развитии заболевания у ребенка учащается дыхание, может нарушиться его ритм. Отмечается напряжение крыльев носа, которые становятся как бы неподвижными и бледными. Далее появляется "охающая" одышка, а крылья носа раздуваются. Кожа больного приобретает сероватый оттенок. В патологический процесс вовлекается сердечно-сосудистая система, нарушается работа кишечного тракта. Появляется вялость, значительно снижается двигательная активность, может сохраняться беспокойство [21].
Подростковый возраст является периодом становления характера - в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы ("акцентуации характера") выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом. Д. Н. Исаев перечисляет следующие свойства здоровой личности подростка: оптимизм, уравновешенность, адекватный уровень притязания, необидчивость, адекватная самооценка, независимость, самоконтроль, энергичность, активность, целеустремленность, отсутствие устойчивых ощущений напряжения и такие социальные показатели, как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, ответственность, направленность на общественно полезное дело.