Описания социальных ролей врача, руководителя санаторно-курортного ЛПУ, преподавателя, медицинской сестры, фармацевтического работника и их отдельных характеристик представлены в работах Т. Парсонса (2002), Н. Смелзера (1998), А.В. Решетникова (2002), В.А. Архангельского, Н.Н. Седовой (2003), Т.В. Силкиной (2002), А.И. Кравченко (2003), О.В. Котовской (2003), Я.Г. Кузьменко (2004).
Вопросам подготовки акушерок, связанные с реформированием сестринского дела, освещены в публикациях Дружининой А.В., Демченко Л.Д. (2001); Цыбизовой Т.И., Преображенской Э.Л. (2001); Пономаревой Л.А., Хохловой Н.В. (2001); Джаланян Н.А. (2004). Авторы поднимают вопросы совершенствования акушерского образования, внедрения методологии сестринского процесса в преподавание акушерства, ведения отдельных дисциплин по специальности «Акушерское дело».
Изменению характера деятельности сестринского персонала в современных условиях, его социального статуса, новым задачам по подготовке сестринских кадров посвящены статьи руководителей здравоохранения различного уровня и социологов, таких как: Н.Н. Володин (1996, 1998, 1999); А.В. Дружинина (1998); С.С. Балабанов, В.А. Дадыкин (2000); С.И. Двойников, Л.А. Пономарева (2004); А.С. Хейфец (2000, 2001); И.О. Слепушенко (2003, 2004, 2005) и др. Они опубликованы преимущественно на страницах узко профессиональных журналов «Справочник фельдшера и акушерки», «Главная медицинская сестра», «Сестринское дело».
Проблемы изучения социального статуса медицинского работника отражены в работах А.В. Решетникова (1998, 2003), где отношение к труду определяется суммой таких составляющих, как его содержание и условия, уровень оплаты, социально - психологический климат.
Однако, исследования характеристик и профессиональных приоритетов в работе акушерок, в доступной нам отечественной и зарубежной литературе отсутствуют.
Одной из задач приоритетного национального проекта в области здравоохранения является укрепление профилактической направленности российской системы здравоохранения. Роль средних медицинских работников в её решении трудно переоценить. Учитывая, что 42% онкопатологии у женщин выявляется на III-IV стадии заболевания, хотя известно насколько эффективно лечение при своевременной диагностике, обучение женщин приемам самообследования молочных желез - один из наиболее ответственных разделов работы сестринского персонала. Подготовленные роды - очень важная технология, которая также должна стать сферой деятельности акушерок. Образовательная, разъяснительная, профилактическая и лечебная работа по обеспечению и поддержке грудного вскармливания и это преимущественно сестринские технологии. Профилактика абортов и заболеваний, передающихся половым путем, в значительной мере, опираются на успешность санитарно - просветительской работы сестринского персонала [10,11]
Однако сегодня, как отмечает Н.А. Джаланян (2004), реформирование акушерской практики идет значительно медленнее реформы практики сестринского дела. Таким образом, в современных условиях функционирования Российского здравоохранения заслуживает пристального внимания всестороннее исследование профессиональной роли средних медицинских работников вообще и акушерок в особенности, поскольку их участие в сохранении здоровья женщин - как залога здоровья будущих поколений - несомненно.