Сицилийская врачебная школа, как сообщает Гален. была основана Эмпедоклом из Акраганта (греч. Empedokles, ок. 495-435 it. до н.э.) вУ в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля.
Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отлита монета. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).
Косская врачебная школа - главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с. о. Кос (Nevroe. VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (Cnrieos, VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачеватсля без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.
Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные целительные силы (греч. physis - природа). Болезнь в их понимании - не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Так, об эпилепсии, которую называли «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики . нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни . есть мозг»17.
Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike - уход за лежачим больным, от греч. kline - ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.
Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates). Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности острова, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.
Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras, IV в. до н.э.) - учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма).
Наши знания о врачевателях Древней Греции классического периода достаточно ограничены. Тем не менее, анализ дошедших до нас сведений показывает, что достижения этого периода не сводятся только к имени Гиппократа (как это чаще всего делается), - формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, равновеликих по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними естественный взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, - все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов Древней Греции.
Александрийская школа
Учеником одного из самых известных греческих анатомов, Проксагора из Коса, был Герофил из Александрии. Прославили его не только анатомические знания, но и учение о пульсе с его четырьмя свойствами: наполнением, частотой, силой и ритмичностью. Александрийская школа во многом стала связующим звеном между греческой и римской медициной. Герофил и Эразистрат (IV-IIIB. ДО Н.Э.) - наиболее известные представители александрийской школы. Они открыли немало нового в анатомии и физиологии, пользовались большим авторитетом и оказали существенное влияние на развитие медицины в Древнем Риме. Считают, что Герофил одним из первых начал препарировать человеческие трупы. Исследуя строение глаза, он впервые дал описание стекловидного тела и сосудистой оболочки.