Основные принципы планирования системы здравоохранения РФ:
· обеспечение социальных гарантий населения в получении необходимой медицинской помощи, и в первую очередь реализации Программы госгарантий;
· соответствие ресурсов здравоохранения потребностям населения в медицинской помощи.
Развитие здравоохранения должно проходить при соблюдении следующих условий:
· единство целей развития системы на разных уровнях организации и управления как на текущий период, так и на перспективу;
· эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов медицинских учреждений;
· укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
· повышение качества и эффективности медицинского обслуживания.
Для командной экономики было характерно директивное планирование здравоохранения, когда в комплексные планы включались разделы: план по труду (численность и фонд заработной платы), план материально-технического обслуживания; план капиталовложений (строительство и оборудование медицинских учреждений); план по трудовым ресурсам (потребности, подготовка, повышение квалификации).
В условиях децентрализации системы управления и демонополизации государственной системы здравоохранения изменились содержание и методы планирования с директивного на рекомендательный характер. Однако сохранился нормативный метод планирования с использованием соответствующих норм и нормативов (нормы нагрузки медицинского персонала - число больных на 1 ч амбулаторного приема; нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре; штатные нормативы и т.д.).
Специфика российской экономики определяется высоким уровнем дифференциации экономических, социальных, демографических показателей развития регионов. Усиление пространственной неоднородности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований, ведет к дезинтеграции национальной экономики, ослаблению целостности общества и государства.
Существенным фактором, способствующим преодолению дезинтеграции российской экономики, является применение программно-целевого метода планирования, который успешно применяется в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и в здравоохранении. Важность государственного регулирования развития регионального здравоохранения обусловлена существенной стратификацией российских регионов как по демографическим характеристикам, так и по уровню государственных инвестиций в отрасль, что отражено в таблице в Приложении к данной курсовой работе.
Программно-целевое планирование развития регионального здравоохранения практикуется на территории всех субъектов РФ с 1998 г. и регламентируется правительственными нормативными актами, издаваемыми ежегодно. Однако из-за неоднородности основных финансовых программных показателей по субъектам РФ, эффективность программных мероприятий будет также различна.
Актуальность экономической оценки эффектов от реализации региональных целевых программ возрастает с изменением порядка предоставления гражданам РФ государственной социальной помощи (монетизация льгот). С принятием Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ "О государственной социальной помощи" возникает необходимость унификации принципов организации и механизмов осуществления медико-экономического контроля лекарственной помощи, льготного протезирования, предоставляемых отдельным категориям граждан в рамках упомянутого закона.
Итак, в рыночных отношениях возрастает роль оптимального планирования, когда для наиболее полного удовлетворения потребности населения в услугах здравоохранения, с учетом состояния материально-технической и ресурсной базы, выбирается вариант дальнейшего развития системы.
С этой целью:
1) анализируются комплексные показатели:
· материально-техническая база ЛПУ в регионе;
· нормативы обеспечения населения (детского и взрослого) медицинской помощью;
· здоровье населения и его динамика;
· финансовые, материальные и трудовые ресурсы здравоохранения региона;
· диспансеризация и профилактическая работа и т.д.
2) изучаются вопросы:
· дальнейшего развития медицинской помощи по основным ее видам с учетом демографических особенностей в регионе;
· развития медицинского страхования (ОМС и ДМС);
· внедрения ресурсосберегающих технологий;
· совершенствования системы управления здравоохранением;
- повышения качества медицинского обеспечения населения.