Коммерциализация здравоохранения, выражающаяся в увеличении объема платных медицинских услуг, внедрении различных организационно-правовых форм предпринимательства и развитии частной врачебной практики, предопределяет изменение экономического статуса медицинской организации. Теперь и пациент, и ЛПУ являются участниками рынка медицинских услуг. В этих условиях возрастает значение такого направления деятельности самостоятельно хозяйствующей услугопроизводящей организации, как бизнес-планирование.
Бизнес-план - это четко структурированный документ, описывающий все основные аспекты деятельности медицинской организации с момента ее создания до вывода на проектную мощность; он включает разработку цели проекта, оценку фактических экономических показателей медицинской организации, анализ рынка и информацию о клиентах, определение конкурентной стратегии для достижения поставленных целей. Качественно составленный бизнес-план повышает шансы организации в получении финансовых средств от предполагаемого инвестора.
Бизнес-план разрабатывается на 1-5 лет. Последовательность составления бизнес-плана:
· принимается решение о внедрении мероприятий по совершенствованию действующей медицинской организации или о создании новой организационно-правовой формы (например, медицинской автономной некоммерческой организации);
· оцениваются собственные возможности ЛПУ в реализации проекта;
· выбираются медицинские услуги, оказание которых будет целью проекта;
· исследуется возможность рынка данных медицинских услуг;
· выбирается место для осуществления намеченной деятельности;
· разрабатываются:
· план производства;
· план маркетинга;
· организационный план;
· финансовый план;
· анализируются возможные риски от данного проекта;
· составляется резюме к бизнес-плану, которое в окончательном тексте становится первым разделом документа.
Качественно разработанный бизнес-план помогает ЛПУ развиваться, укреплять свои позиции на рынке медицинских услуг, прогнозировать свое экономическое движение на перспективу.
Чтобы разработать эффективный план, необходимо проанализировать внешнюю среду и фактическое состояние медицинского учреждения.
Внешняя среда: перспективы развития здравоохранения и рынка медицинских услуг, состояние конкуренции, потребители медицинских услуг, тенденции развития внешнего окружения, не подконтрольные медицинской организации, но оказывающие влияние на ее деятельность.
Внутренняя среда: маркетинг, финансы, производственная деятельность, человеческие ресурсы, административная деятельность.
Анализ внешней среды позволяет оценить как опасности извне, которые могут затруднить деятельность ЛПУ, так и возможности, способные помочь достижению намеченных целей. Анализ внутренней среды направлен на выявление сильных и слабых сторон медицинского учреждения, определение участков для совершенствования.
Если медицинская организация решает вводить платные медицинские услуги или расширяет их перечень, составлению бизнес-плана должна предшествовать следующая работа по сбору информации:
· изучаются источники и объемы финансирования;
· определяются суммы недофинансирования по всем источникам;
· изучается материально-техническая база учреждения;
- проводится характеристика и оценка кадров по квалификации, возрасту, стажу;
· анализируется оказываемая помощь по видам, качеству, своевременности и доступности;
· определяются виды услуг, предлагаемых населению за плату;