Как известно, стратегическая задача национального проекта "Здоровье" - повышение качества и доступности медицинской помощи. Именно на это направлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и повышению квалификации кадров первичного звена, повышению заработной платы специалистам участковой службы, созданию центров высоких технологий, вакцино-профилактике и т. д. Реализация комплекса столь масштабных мер не может не потребовать изменений в планировании и оценке результатов деятельности в сфере здравоохранения.
Один из основных инструментов планирования - широко применяемая система государственных (муниципальных) заказов-заданий на выполнение определенных объемов медицинской помощи. В то же время очевидно и то, что используемые методы планирования далеки от совершенства. Это в полной мере касается и указанных заказов-заданий, на которые возлагаются особые надежды в связи с предполагаемым расширением организационно-правовых форм медицинских организаций. Целесообразно определить основные проблемы в этой области, а также наметить возможные пути их решения.
Для того чтобы анализ ситуации с формированием и реализацией государственных (муниципальных) заказов-заданий был более полным, назовем причины, в силу которых данная форма планирования сегодня является доминирующей в отечественном здравоохранении. Это:
· обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи;
· обеспечение скоординированного поступления в отрасль ресурсов из системы ОМС, а также из бюджетов всех уровней;
· выравнивание финансовых условий функционирования государственного и муниципального здравоохранения в различных регионах;
· развитие амбулаторно-поликлинической помощи и сокращение объемов стационарной;
· разграничение медицинской помощи, финансируемой из бюджета и из ОМС;
· определение соответствия объемов государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь выделяемым ресурсам.
Имеющийся во многих регионах опыт позволяет сформулировать и перечень основных проблем, которые необходимо решать сейчас, а не переносить в те условия, когда появятся медицинские организации новых организационно-правовых форм, а частная медицина на общих основаниях будет участвовать в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
К данным проблемам необходимо отнести следующие:
· несовершенство нормативно-правой базы по формированию заказов-заданий на оказание медицинской помощи;
· необходимость обеспечения конституционных прав граждан на бесплатную медицинскую помощь независимо от объемов ресурсного обеспечения заказа;
· необходимость выбора и унификации оптимального способа оплаты медицинских услуг (фондодержание, глобальный бюджет, система диагностически связанных групп и т. д.);
· необходимость увеличения доступности медицинской помощи;
· отсутствие эффективных механизмов, обеспечивающих координацию деятельности медицинских организаций различной подчиненности при формировании и реализации заказов-заданий;
· несовпадение интересов заказчика и исполнителя;
· ориентация руководителей здравоохранения только на объемные (ресурсные) показатели деятельности;
· отсутствие в заказах-заданиях конкретных задач по развитию профилактической медицины;
· отсутствие эффективных методов контроля за выполнением заказов-заданий. планирование здравоохранение медицинский учреждение
Вероятно, большинство вопросов, на которые необходимо дать ответ, связан с несовершенством нормативно-правовой базы по планированию деятельности в сфере здравоохранения.