Можно назвать два основных, наиболее ярко выраженных действенных фактора ЛВЕ: эмоциональная взаимосвязь с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических сил и воли условия езды на лошади. Именно это сочетание создает уникальную терапевтическую ситуацию.
Как уже упоминалось, наиболее важным терапевтическим и развивающим фактором иппотерапии является комплексная активизация физиологических и психических (мотивационных) усилий. Занятия иппотерапией, проходящие в эмоционально насыщенной атмосфере, в условиях непривычного простора левады или манежа сопровождаются, как правило, общим подъемом активности ребенка, повышением настроения, психического тонуса.
ЛВЕ способствует активному развитию моторики, а использование специальных упражнений во время езды на лошади - освоению сложных точностных движений: сочетанных действий различных частей тела, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, улучшению равновесия, тренировке вестибулярного аппарата. Обычно у пациентов с моторными нарушениями при езде на лошади снимается или, по крайней мере, уменьшается боязнь собственных действий, чувство неловкости, беспомощности в движениях.
В ходе занятия ЛВЕ у ребенка формируется, расширяется и уточняется образ собственного тела, представление о собственном теле и его возможностях (известно, что у лиц с ограниченными возможностями движения субъективный образ собственного тела формируется крайне сложно, недостаточно отчетливо и полно).
Иппотерапия способствует активизации познавательной сферы и психики ребенка. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать познавательность действий при езде активизируют психические процессы. Происходит развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации; расширяется представление ребенка о животных, об окружающей природе и о его собственном месте в окружающем мире. За счет этого во время занятий ЛВЕ отчетливо повышается способность больных детей к обучению, усвоению новых навыков и сведений.
Общаясь с лошадью, ребенок получает яркий положительный эмоциональный заряд. Развиваются механизмы эмоционально-личностной регуляции; пациент получает возможность превозмочь свой страх, достичь успеха, одержать путь небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолевать трудности. Ведь у инвалидов, изолированных обычно в четырех стенах своих квартир, такого чрезвычайного для развития личности опыта в повседневной жизни ничтожно мало.
В качестве отдельного терапевтического фактора иппотерапии можно выделить и контакт со взрослыми специалистами (инструктором, коноводом), которые внушают ребенку веру в его силы, проявляя уважение, интерес и участие, готовность ненавязчиво помочь в случае необходимости. Такие отношения повышают и социальную адаптацию, создавая условия для усвоения необходимых в общении навыков.
Больным детям, которые вынуждены общаться в основном со своими близкими, возможность почувствовать себя частью коллектива выпадает очень редко. В силу перечисленных реабилитационных возможностей иппотерапия создает поистине уникальную, комплексно воздействующую на ребенка лечебную и развивающую ситуацию.