История развития иппотерапии в Забайкальском крае берет начало с 15 марта 2005 года, когда по предложению Комитета социального обеспечения данная технология впервые стала использоваться для реабилитации детей-инвалидов. Для реализации программы по лечебно-верховой езде был заключен договор между Комитетом социального обеспечения и Читинской госконюшни о предоставлении манежа-помещения для занятий и аренде двух лошадей. В целях организации деятельности иппотерапии был набран штат сотрудников - 4 конюха-коновода и инструктор-методист по ЛВЕ. Стоит отметить, что все сотрудники иппотерапии ранее имели опыт работы с лошадьми. Для профессиональной подготовки методиста была организована специализация по иппотерапии в Москве.
С 2006 года данная технология была введена в деятельность Областного реабилитационного Центра "Шиванда", а с 2008 года в ОВЦ "Спасатель".
За данный период курс иппотерапии прошли 2248 детей. Из них 1501 ребенок-инвалид. В данной группе на первом месте патология ЦНС (в том числе и ДЦП), что составляет 32%, на втором месте психическая патология 18%, на третьем месте патология слуха - 12%, далее по убывающей: врожденные аномалии развития - 10%, патология зрения - 7%, соматические расстройства 6%. Группа, которая включает различные заболевания составляет 15%.
При занятиях ЛВЕ наблюдается значительное улучшение физического состояния, которое проявляется в улучшении утраченных или приобретения новых функций организма. Уровень самостоятельности в овладении ребенком ЛВЕ зависит от характера и степени выраженности нарушения развития. Но успех в достижении цели, поставленной инструктором или самим всадником, когда приносит радость. Надо только следить, чтобы поставленные цели были реально достижимы. Таким образом, верховая езда может приносить удовлетворение всадником с нарушениями развития любой степени тяжести.
У детей с нарушением психики отмечается повышение внимания и концентрации на каком-либо действии, они становятся более общительными, эмоционально-устойчивыми.
Хочется отдельно сказать о влиянии иппотерапии на внутрисемейные отношения. Те родители, которые посещают занятия вместе со своим ребенком, отмечают, что атмосфера в семье стала более стабильная, уменьшилась напряженность в отношениях, появилась общность интересов, наладился психологический климат.
Несомненно, такое яркое влияние иппотерапии на все процессы позволяет значительно повысить самооценку инвалида, его коммуникативность, сформировать основы социального поведения, что приведет к более полной интеграции в общество.
Оценка эффективности иппотерапии проводится на основании обследования специалистов до и после курса занятий, опроса родителей и детей, компьютерной диагностики "АМСАТ".
Результат "улучшение" выносится при появлении новых функций организма или значительном усовершенствовании дефектных.
При проведении анализа результативности иппотерапии такой результат как "улучшение" составил 32%. Самая высокая результативность отмечается в группе детей с патологией ЦЕС (лидирующие позиции занимает ДЦП - 22% улучшений).
Такой результат расценивается при: повышении уровня мобильности; уменьшении спастики; увеличение объема пассивных и активных движений в суставах; улучшение кинематического рисунка шага; улучшение локомоции; частичном восстановлении мелкой моторики; подавление гиперкинезов; в возрастании личностного психологического потенциала.
Самая большая группа реабилитантов прошла курс ЛВЕ с результатом: улучшение общего состояния 58%, что проявляется в улучшении психоэмоционального статуса, в повышении самооценки, понижение чувства тревожности, в преодолении ограниченного круга общения, в уменьшении соматических жалоб. В этой группе лидирующие позиции занимает ДЦП легкой степени тяжести, психическая патология и патология слуха и зрения.
Без динамики - 6%, в основном это дети с грубым нарушением интеллекта (олигофрения, выраженной степени дебильности).
Прерван курс - 4%. В эту группу входят дети, посещавшие занятия на базе Госконюшни. Причины прерывания различны: ребенок боится животное и психологически не может продолжить занятия, а также низкая реабилитационная мотивация родителей или самого инвалида.