Особенностью нарушений звукопроизношения при дизартрии у детей с ДЦП является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус и в артикуляционной мускулатуре усиливаются дизартрические расстройства; выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, поэтому во время занятий не следует требовать от ребенка чрезмерных усилий. Нарушения артикуляционной моторики затрудняют формирование произносительной речи ребенка, его фонематического восприятия, что может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.
Эффективность работы по коррекции звукопроизношения у детей с церебральным параличом зависит от формы дизартрии, уровня речевого развития, возраста ребенка, состояния его интеллекта и индивидуальных компенсаторных возможностей. При каждой форме дизартрии можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую
Большое внимание уделяется развитию дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа, работе по усилению восприятия артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений. Формирование правильного звукопроизношения должно сочетаться с развитием речевой коммуникации, стремления к преодолению имеющихся нарушений речи, со школьной и социальной адаптацией ребенка.
Для детей с ДЦП характерны трудности в усвоении лексической системы языка. Важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях путем специальной организации разных видов деятельности, в процессе которых ребенка учат осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира.
Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей с церебральным параличом. Методы работы дифференцируются в зависимости от структуры речевого нарушения.
В зависимости от локализации поражения мозга, а также от характера нарушений его созревания и недостаточности развития интегративной деятельности у учащихся с ДЦП наблюдаются различные формы дисграфии и дислексии.
Взаимодействие специалистов разных профилей - врачей, психологов, педагогов, логопедов - должно сохранять в поле зрения каждого из них "целостного ребенка", а не парциальное нарушение клинического, социально-психологического или педагогического уровня. При этом усилия всех специалистов необходимо сконцентрировать на социальной адаптации ребенка с церебральным параличом, а частные задачи лечения, обучения, коррекции должны служить средствами достижения этой цели.
Таким образом, детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы. Необходимо относится к ребенку с церебральным параличом не как к пассивному пациенту - инвалиду, а как к человеку со всеми потенциальными способностями, которые могут быть реализованы при предоставлении ему равных возможностей.