В настоящее время одной из самых важных задач, стоящих перед обществом, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры Родительской (в самом широком смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение, способное к зачатию, вынашиванию и рождению здорового ребенка, владеющее достаточным количеством знаний относительно физиологии и психологии беременности и родов, относящееся к рождению ребенка как к естественному, радостному событию в своей жизни, а не как к заболеванию, требующему обязательного медицинского вмешательства.
Актуальность: Исследование материнства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическая работа с родителями, а в дальнейшем с младенцами имеет важное значение в вопросе сохранения здоровья нации. Годы перестройки экономики и общества, негативные экологические факторы, приводят к тому что ухудшается качество жизни населения страны, увеличивается количество психически больных, курящих и пьющих людей. Статистика последних лет показывает негативный процесс сокращения и старения населения страны. Решение всех этих глобальных проблем должно лежать в самом начале. Необходимо уделять огромное внимание вопросу здоровья женщины и будущего ребенка. В настоящее время это стало вопросом выживания нации.
Направление под названием «перинатальная психология» зародилось и развивается с середины прошлого века в русле трансперсональной психологии (С. Гроф, Ф.Лэйк, А. Хантер, В.Эмерсон). Большинство работ отечественых психологов по данной тематике имеют исследовательский характер и направлены на разработку методов диагностики различных аспектов материнской сферы в русле отечественной возрастной психологии (Е.О. Смирнова, С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Ю.И. Шмурак, О.В. Баженова, Е.И. Захарова, Е.И. Исенина), онтогенетической концепции материнства Г.Г. Филипповой, биопсихосоциальной концепции девиантного материнства В.И. Брутмана..
Цель настоящего исследования: изучение монографический, специальной и периодической литературы по психоэмоциональным предпосылкам ребенка на последнем триместре беременности и во время родов и выработка собственного, научно обоснованного мнения по указанной теме.
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть проблему возникновения психики в дородовой период;
- выявить проблемы психоэмоциональной уязвимости плода;
- изучить психоэмоциональные переживания ребенка в родах.