Практикум предназначен для самостоятельной и аудиторной работы студентов по курсу « Возрастная физиология» на факультете АФКСиТ Камской государственной академии физической культуры, спорта и тризма. Практикум включает в себя теоретическую самоподготовку к семинарским занятиям, самостоятельную, аудиторную и проверочную работу, объём требований для подготовки к зачету, список рекомендованной литературы для подготовки к занятиям.
Рецензенты: к.б.н., профессор Г.Х.Самигуллин д.б.н., профессор А.С. Чинкин
Первое, что должен знать педагог, это строение
и жизнь человеческого тела - анатомию и физиологию человеческого тела и его развитие.
Без этого нельзя быть педагогом, правильно растить ребенка.
Н.К. Крупская
Тело человека - удивительный механизм. В нем происходит бесконечное множество отлично координированных явлений. Все его клетки и ткани поддерживают между собой связь и их деятельность четко скоординирована. Они обеспечивают непрерывное осуществление сложных функций, таких как зрение, дыхание, обработка информации и т.п. Когда вы отдыхаете, ваше тело физиологически активно. Теперь задайтесь вопросом: насколько не повышается активность всех систем организма, когда вы активно двигаетесь, ведь с увеличением физической нагрузки возрастает и физиологическая активность мышц. Если вы встанете, выйдете на улицу и начнете бегать трусцой, в действие придут почти все системы вашего организма, переходя из состояния покоя в состояние физической нагрузки.
Проблема изучения механизма больших физических и умственных нагрузок, вследствие инновации обучения в школе, на организм ребенка в последнее время привлекает все большее и большее внимание ученых разных стран. В то же время, преставление о норме, как среднестатистическом показателе не устраивает сейчас ни физиологов, ни психологов, ни педагогов в виду индивидуальных особенностей и возрастных различий. В последние годы утверждается понятие индивидуальной нормы как оптимального состояния человека.
В данном учебном пособии описываются современные методы исследований адаптации школьников, на разных возрастных этапах, как к физическим, так и умственным нагрузкам. В нем подробно описывается каждый этап школьного возраста, начиная с момента наступления школьной зрелости, именно тогда, когда двигательная активность играет наиважнейшую роль в совершенствовании растущего организма.