Оценка результатов измерения показателей ФР у детей и подростков начинается с постановления найденного при обследовании значения признака с его возрастной нормой (см. таб.13). для того, чтобы оценить значимость полученной разницы, а соответственно, и уровень развития признака, используется оценочная шкала, основанная на принципе распределения измерительных признаков на части (оценочные баллы) по среднему квадратическому отклонению (σ) (см.таб.2). При составлении оценочных шкал могут использоваться различные размеры интервала, равного 1 баллу. В данном случае приведена шкала, предназначенная НИИ антропологии Московского государственного университета как наиболее соответствующая вариативности ФР у детей и подростков.
Таблица 1 Оценочная шкала для показателей ФР
Разница ( σ ) |
< -2,00 |
от -0,68 до-2,00 |
от - 2,3 до- 0,67 |
± 0,22 |
от 0,23 до 0.67 |
От 0,68 До 2,00 |
> 2,00 | |
Оценка |
Балл |
1,0 |
2,0 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4 |
5 |
Качест- венная |
Очень низкая |
Низкий |
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
Очень высокий |
Пример: При обследовании 11-летнего мальчика ДТ оказалось равной 148 см. в таблице №2 находим возрастную норму для 11-летних ( 142) и среднее квадратическое отклонение для этого возраста (4,4). Разница значений индивидуального и средневозрастного равна 148 см ─ 142 см =6 см, что составляет 6,0/ 4,4= 1,36 σ согласно оценочной шкалы (см. табл.№ 1), плюсовая разница в 1,36 σ соответствует уровню развития в 4 балла. Следовательно, уровень роста тела в длину (ДТ) обследованного можно считать высоким.
Используя таблицы 1 и 2, можно оценивать полученные при измерениях значения любого показателя ФР: ДТ, МТ, ОГК и компонентов тела.
Технические условия:
. Антрометрические измерения (рост, масса тела, ОГК, ЖЕЛ и др.), которые сопоставляются с возрастными моделями стандарта;
. Физиологические методы, отражающие функциональную зрелость отдельных отделов биосистемы. Изучаются показатели, отражающие зрелость нервной системы, дыхания, кровообращения т.д.;
. Биохимические методы (определение количества и активности гормонов, ферментов и т.д.);
. Определение скелетной и зубной зрелости и др.;
. Развитие первичных и вторичных половых признаков;
. Определение двигательной зрелости и др.
В практике физической культуры и спорта наиболее распространенными в силу доступности определения являются следующие методы оценки биологической зрелости: определение уровня физического развития, зубной зрелости, развитие вторичных половых признаков, двигательной зрелости.
Методы работы:
· Метод оценки биологического возраста по зубной зрелости
У детей дошкольного и младшего школьного возраста уровень биологической зрелости можно оценить по зубной зрелости. Зубная формула учитывает порядок сроки прорезывания и смены зубов, является объективным показателем биологического возраста от 6 до 11 лет у мальчиков и от 5-6 лет до 10 лет у девочек. В последующие годы информативность данной методики теряется.
У детей определяется количество постоянных зубов, и результат сравнивается со стандартом (таблица 3).