Пример: при осмотре было выявлено, что общее количество баллов по уровню развития вторичных половых признаков у подростка 15 лет соответствует 8 баллам. По уровню развития подросток опережает своих сверстников примерно на 2 года.
Определение биологического возраста подростков по степени вторичных половых признаков может служить надежным критерием для оценки развития, но только в период полового созревания и при унифицированных показателях.
Примечание*: Стандарты для оценки СПС по данным разных авторов указаны в приложениях.
· Метод оценки биологического возраста по скелетной зрелости
Костный возраст определяется по стадиям оссификации скелета: учитываются число точек окостенения, время и последовательность их появления, а также сроки наступления синостозов. Для определения костного возраста на практике в большинстве случаев используют стадии оссификации костей кисти и запястья. В разные возрастные периоды степень связи между признаками полового созревания и окостенения скелета различна: у мальчиков она максимальна в 14-15 лет, у девочек в 12-13 лет. Индивидуальная вариабельность в сроках оссификации скелета достаточно велика. Так, сроки появления ядер окостенения в костях кисти у отдельных индивидов могут различаться на 4-5 лет. Раннее половое развитие приводит к ускорению созревания скелета, а при позднем, соответственно, к задержке. Так, у девочек с ранним сроком менархе костный возраст опережает календарный, отставая от календарного - при поздних сроках менархе.
Технические условия: Требуется сфигмоманометр, который состоит из полой резиновой манжетки, заключенной в матерчатый футляр, резиновой груши для нагнетания воздуха в манжетку и ртутного или пружинного манометра. Эти части прибора соединены геометрически. Нужен фонендоскоп для выслушивания звуковых явлений на плечевой артерии и секундомер - для регистрации времени физических нагрузок.
Методика работы:
· Измерение артериального давления
На плечо (в верхней трети) испытуемого, который сидит боком к столу, положив на него левую руку, надавливают манжетку. В манжетку нагревают воздух, до исчезновения пульса. Постепенно выпуская, воздух из манжетки фиксируют, времени появления первого звукового сигнала. Это давление в манометре в момент появления пульса соответствует систолическому или максимальному АД. Продолжая, снижать давление в манжетке экспериментатор, должен уловить момент, когда звуковые явления исчезнут. Этот момент соответствует дистоническому или минимальному АД. При изменении давления после нагрузки манжетку не следует снимать с руки, а надо лишь на время выполнения нагрузки отключить ее от монтера. Испытуемый должен принять ту же позу, в которой проводилось исследование перед нагрузкой. Повторное измерение давления провести спустя 3 минуты.
У школьников на пробу с 20 приседаниями при благоприятной реакции максимальное давление увеличивается до 15-20%, минимальное снижается на 20-30%. Пульсовое давление увеличивается на 30-50%. При благоприятной реакции на нагрузки, изменение величины пульсового давления соответствует проценту пульса. Уменьшение АД после работы свидетельствует о нерациональной реакции АД на физическую нагрузку.
Таблица 5 Пределы колебания артериального давления у мальчиков ( Н.Г. Блинова и др., 2000)
Возрастная группа, лет |
Систолическое давление, мм. рт. ст. |
Диастолическое давление, мм. рт. ст. |
физическое развитие ниже среднего | ||
8-11 |
74 - 114 |
32 - 68 |
11-13 |
76 - 114 |
34 - 72 |
14-15 |
82 - 116 |
34 - 74 |
16-18 |
90 - 124 |
36 - 78 |
физическое развитие соответствует среднему | ||
8-11 |
76 - 118 |
35 - 72 |
11-13 |
80 - 120 |
35 - 80 |
14-15 |
86 - 130 |
35 - 80 |
16-18 |
94 - 140 |
38 - 84 |
физическое развитие выше среднего | ||
8-11 |
76 - 124 |
36 - 76 |
11-13 |
84 - 132 |
36 - 80 |
14-15 |
96 - 136 |
36 - 80 |
16-18 |
98 - 154 |
38 - 84 |