К сожалению, наличие позиций профилактического консультирования в МКБ-10 еще не определяет возможности его реального внедрения в рутинную практику. И ключевым вопросом в данной проблеме является вопрос финансирования этого вида медицинской деятельности, что невозможно без разработанного механизма ее оценки и научно обоснованного расчета потребностей.
Известно, что потребности существенно различаются в зависимости от видом медицинской помощи - если потребности в одних видах медицинской помощи определяются сугубо медицинскими причинами (неотложная, диагностическая, лечебная, реабилитационная помощь), то другие виды помощи определяются в большей степени психологическими, поведенческими, социальными и др. немедицинскими факторами (профилактическая, медико-социальная помощь и др.).
Любая медицинская технология, в том числе и профилактическая, должна быть ориентирована на потребителя и оцениваться также по таким параметрам, как восприятие самим пациентом, обеспечение врачебной этики и безопасности, соблюдение свободы выбора, предотвращения излишних расходов [5]. Одним из основных принципов системы общего управления качеством считается принцип формирования системы здравоохранения под влиянием нужд/потребностей пациентов. Именно поэтому в большинстве определений качества отражается позиция пациента и необходимость оценки его потребностей [5]. Сложным вопросом является вопрос понятия потребности с позиции пациентов, особенно если речь идет о профилактической помощи.
Потребности пациента могут быть объективные (связанные с болезнью, медицинские показания), которые оценивает врач и субъективные (готовность пациента к медицинским вмешательствам). Каково соотношение этих потребностей? Очевидно, что при разных состояниях оно различно. Так, например, у пациентов с инфарктом миокарда они могут практические совпадать, а у пациента с поведенческим фактором риска (ФР) существенно различаться. Поэтому проблема оценки потребностей пациентов особенно актуальна в профилактической медицине. Нужно ли оценивать эти потребности отдельно? С точки зрения ресурсного обеспечения профилактики, безусловно, да.
Одними из основных первостепенных показателей качества профилактики основных НИЗ в первичном звене здравоохранения считается наличие и доступность консультирования по вопросам коррекции ФР как технологии профилактического консультирования [6,7], а также способность удовлетворять потребность в этом виде профилактической медицинской помощи ожиданиям службы здравоохранения/общества и пациента. Индикаторами данного показателя могут быть избраны не только распространенность заболеваний и поведенческих привычек, формирующих факторы риска НИЗ и определяющих прогноз; но и такие характеристики как:
• Осведомленность об основных ФР НИЗ;
· Источники получения медицинской информации о ФР;
· Факт получения конкретной квалифицированной информации о ФР от медицинских работников, направленной на снижение риска осложнений;
· Отношение к здоровью как жизненной ценности;
· Желание оздоровления поведенческих привычек и уменьшения вреда для здоровья.
Показатели эффективности профилактической помощи ('медицинской, социальной и экономической) могут быть оценены также с использованием показателей исходов, но только спустя определенный период времени, но не менее чем через 4-5 лет на популяционном уровне и не менее чем через 2-3 года на уровне отдельных категорий/групп пациентов.