*р<0,05 между регионами
'р<0,05 между мужчинами и женщинами
При анализе частоты профилактического консультирования в зависимости от
региона не выявлено достоверных различий по таким ФР как питание, физическая активность и курение. Консультирование по коррекции стресса и психоэмоционального напряжения чаще (р<0,05) проводилось в поликлиниках в г. Москве (14,2%), чем г. Иваново (8,9%), что может быть связано с особенностями условий проживания в мегаполисе по сравнению с небольшим городом. По отказу от курения консультирование чаще получали мужчины (14,9%), чем женщины (6,4%),р<0,05.
Сопоставление частоты профилактического консультирования с
распространенностью анализируемых ФР в обследованной выборке отчетливо выявляет недостаточный охват профилактическим консультированием лиц, обращающихся в поликлинику, как указано выше (рисунок 3).
Таким образом, полученные данные убедительно свидетельствуют о низком охвате профилактическим консультированием амбулаторных пациентов и о не использовании в реальной практике имеющихся ресурсов первичного звена здравоохранения, а именно прямого контакта пациента с врачом, для обеспечения полноты профилактического консультирования, что может рассматриваться и как невыполнение прямых функциональных обязанностей медицинскими работниками, предусматривающих профилактику и коррекцию основных ФР среди наблюдаемого ими контингента населения поликлиники [24]. Причин такого низкого охвата может быть множество как объективного, так и субъективного характера. Однако в рамках настоящей статьи этот вопрос не рассматривается, так как требует специального изучения с учетом многообразия факторов, формирующих показатель охвата профилактическим консультированием населения, обращающегося по различным поводам в амбулаторные учреждения.
Полнота удовлетворения потребности в профилактическом консультировании. На рисунке 4 представлена доля пациентов получивших рекомендации по модификации образа жизни из числа обследованных, которые имели соответствующий ФР и хотели его изменить (получить врачебный совет).
Рис. 4. Полнота удовлетворения потребности в профилактическом консультировании, в % от числа пациентов, имеющих ФР и желающих получить врачебный совет но его коррекции.
Таким образом, только каждый пятый курильщик, готовый к отказу от курения, получал соответствующую рекомендацию терапевта. Аналогичные соотношения частоты удовлетворения потребности выявлены и в отношении избыточной массы тела и стресса - только каждый четвертый пациент, желающий снизить массу и каждый пятый пациент, желающий научиться справляться со стрессом, получали соответствующие рекомендации терапевта.
Выводы
1. Предложены количественные показатели качества профилактического консультирования, отражающие наличие и удовлетворенность профилактической помощью, которые оценены в условиях реальной практики первичного звена здравоохранения - осведомленность пациентов об имеющихся у них ФР, потребность, охват и полнота удовлетворения потребности в профилактическом консультировании.