С 6-ти летнего возраста начинается быстрое совершенствование сосудодвигательных реакций периферических сосудов. Именно поэтому в этом возрасте эффективны различные закаливающие процедуры.
Итак, возраст 6-7 лет, возраст первого года обучения в школе является одним из основных этапов адаптации к новым условиям социального существования. Специальные исследования показали, что некоторые 6-7 летние дети, еще не достигшие школьной зрелости, в течение всего учебного года слабо приспосабливаются к новым условиям, проявляют низкую работоспособность и учебную активность по сравнению со “зрелыми” ровесниками. Эти качества у “незрелых” детей сохранялись и в последующие 3 года. Именно поэтому, очень строго стает вопрос о том, как улучшить, оптимизировать функциональное состояние нервной системы первоклассников, как снизить отрицательные последствия нервно-психического напряжения. Выяснено, что особенно благоприятно влияют на центральную нервную систему детей физические упражнения аэробной направленности. Проведенными исследованиями (Р.А. Абзалов, 1985, 1988; Р.Р.Нигматуллина и др, 1992; J.S. Harrell et al 1997; Т.Г. Кириллова 2000) показано, что ограничение двигательной активности развивающегося организма отражается не только на центральной нервной системы, но и на функционировании сердечно-сосудистой системы. У детей первого года обучения в школе недостаточная двигательная активность сдерживает рост показателей ударного минутного объема крови и возрастное урежение сердцебиения. В условиях же ежедневных занятий физическими упражнениями у детей первого года обучения в школе происходит развитие брадикардии тренированности, увеличение ударного и минутного объема крови, повышение эффективности насосной функции сердца (Т.Г. Кириллова, 2000). Кроме того физические упражнения необходимы для совершенствования регуляции функционального состояния центральной нервной системы, повышения ее адаптационных возможностей при умственных и физических нагрузках. Младший школьный возраст. Последующие годы обучения в школе, т.е. в начальных классах, происходит замедление скорости роста в длину. Этот период приходится на возраст 7-10 лет и именуется, как младший школьный возраст.
Данный период, по периодизации А.А. Маркосяна, носит название второе детство и является наиболее спокойным в развитии детей: происходит плавное изменение структур и функций организма. Несмотря на замедление темпов роста, длина тела увеличивается интенсивнее, чем масса. В ходе развития детей происходит процесс окостенения скелета, т.е. замена хрящевой ткани на костной. Сроки формирования костной ткани тесно взаимосвязаны с определенными этапами физического и полового развития и является своеобразным его барометром. Так, например, появление точек окостенения шиловидного отростка у девочек, и у мальчиков происходит в 7 летнем возрасте, тогда как у гороховидной кости точки окостенения появляются в 9 лет у девочек и лишь в 11 лет у мальчиков. К 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, а кости таза интенсивно развиваются с 8-10 лет, особенно у девочек. В этом возрасте вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника, постепенно формируются изгибы позвоночника: к 7 годам устанавливаются шейная и грудная кривизны и только к 12 годам - поясничная. Наиболее позвоночник подвижен до 8-9 летнего возраста, вследствие чего у младших школьников зачастую отмечаются случаи нарушения осанки и деформации позвоночника. Все эти особенности формирования скелета необходимо учитывать при построении физкультурных занятий в школах, а также тренировочных процессах. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, резкие толчки при прыжках особенно на одной ноге, могут вызвать смещение костей таза, привести к плоскостопию. Большие по интенсивности и объему физические нагрузки в этом возрасте приводят к значительным энергозатратам, что может повлечь за собой задержку роста. В младшем школьном возрасте мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно, разносторонне. Меняется соотношение типов мышечных волокон: увеличивается количество и относительная площадь красных и промежуточных волокон по сравнению с белыми. Значит, в этом возрасте можно начинать постепенное развитие выносливости. У детей 7-10 лет основная масса скелетных мышц состоит из волокон I типа. Известно, что тип I характеризуется преобладанием аэробной энергетикой, что связано с процессами окисления в митохондриях (Косицкий, 1985г.). Аэробный способ получения энергии более экономен, удерживается длительное время, нежели анаэробный (бескислородный), который приводит к быстрому утомлению.