. Диагностика состояния больного. По-видимому, это наиболее частая сфера использования лекарственной интуиции. Речь идет о прогностически верной оценке состояния жизненно важных функций в неотложных случаях. Именно здесь наиболее ярко выступает одно из главных свойств интуитивного мышления - его скорость. Такие ситуации могут возникать, если врач уверен в истинности диагноза, и даже при отсутствии такой уверенности. Важно, что такая ситуация требует ответственных решений, хотя часто не содержит достаточной диагностической информации.
В практике врача ветеринарной медицины таких случаев встречается очень много. Приведем лишь один, может, и не слишком характерный.
После длительного неудачного лечения коровы с атонией преджелудков врач диагностировал травматический ретикулоперитонит и предложил животное отправить на убой. Тогда владелец пригласил другого, более опытного врача, какой усомнился в правильности поставленного диагноза и заподозрил закупорку книжки. Соответствующее лечение дало желаемые результаты. Но на вопросы - как удалось диагностировать болезнь - он ответить не смог. Правильность интуитивного решения подтверждена далее практикой.
. Правильное определение стратегии или тактики лечения в условиях, главным образом, недостаточной информации. Правда, и здесь большинство интуитивных решений при тщательном анализе нашли бы логичное объяснение, но для этого у врачей нет времени. Таких примеров можно привести много. Это и определение дозы препарата в начале лечения у конкретного больного, и назначение дополнительно лекарственных средств, которые при данной болезни, казалось бы, не нужны, и много других.
Следовательно, интуиция врача - это результат его многолетней практики. Нагроможденный опыт и хорошо развитая наблюдательность позволяют ему в некоторых случаях безошибочно делать диагностический и лечебный выводы. Опыт помогает еще и потому, что клиническая медицина имеет большой запас эмпирических данных, которые объяснить теоретически пока что невозможно.
Интуиция - это только мгновение диагностического и практического мышления. Ее выводы потом следует тщательно проверить. Врач постоянно решает определенные задачи, особенно диагностические и терапевтические, которые требуют много времени. В экстренных случаях этот путь желательно сократить до минимума и прийти к истине кратчайшим путем.
Но не следует забывать, что интуиция приходит с годами вследствие упорной и добросовестной работы. А как быть молодым, неопытным?
В процессе обучения можно подготовить в себе некоторую основу лекарственной интуиции. Особенно важно развивать у будущего врача тонкую наблюдательность, умение фиксировать так называемую "малую симптоматику" - незначительные изменения в поведении животных, внешнего их вида и тому подобное.
Полезны в этом отношении и педантичные требования строгой последовательности в обследовании больных животных, и тренировка студентов скорости диагностики болезни и ряд других упражнений учебного порядка.
Работа ветеринарной медицины носит творческий характер, поэтому интуиция играла, и будет играть в ней соответствующую роль.
Но стоит послушать по этому случаю известного врача В.Я. Данилевского: "Рациональная медицина требует диагноза и лечения как результата логического анализа фактов. Чем меньше всяких догадок, так называемой подсознательной интуиции, чем меньше руководствуется врач своими "первыми впечатлениями" и "верностью своих взглядов", тем более точным будет его диагноз и метод лечения.
Согласиться с ним полностью, по-видимому, нельзя: отбрасывая роль интуиции в лечебно-диагностическом процессе, мы этим самим унижаем роль опыта, что делать нельзя.
Интуиция, как уже указывалось, формируется у врача в процессе длительной работы по специальности. В этом помогает ему врачебное мышление: чем больше оно развито, тем быстрее и ярче у него проявляется лекарственная интуиция. Поэтому лекарственное мышление заслуживает особого внимания.
Особенности врачебного мышления
Люди разных профессий постоянно сталкиваются с какой-то определенной действительностью, постоянно пользуются определенными знаниями. Поэтому в них формируется и определенный тип профессионального мышления: у представителей точных наук - математический, у писателей - словесный, у музыкантов - ритмично-звуковой и т.д.