Реформирование в области здравоохранения невозможно без реформирования организации работы медицинских сестер со средним и высшим медицинским образованием. Появление специалистов с высшим сестринским образованием, имеющих квалификацию "менеджер", позволяет перераспределить функции между различными категориями медицинских работников в соответствии с их компетенцией. Международный Совет медицинских сестер определил четыре составляющие профессиональной роли медсестры: укрепление здоровья, профилактика заболеваний, реабилитация и облегчение страданий пациентов. Медицинские работники исполняют эти роли на разных уровнях профилактики. На первичном уровне медсестры содействуют социальной адаптации пациентов, поощряя их к ведению здорового образа жизни и активно привлекая общественность. На вторичном уровне медсестры-менеджеры планируют и осуществляют программы обучения пациентов, адаптации инвалидов, проводят мероприятия по укреплению здоровья и профилактике болезней. На третичном уровне по мере прогрессирования болезни акцент медико-социальной помощи делают на реабилитации и санитарно-просветительской работе с родственниками и пациентом. Медицинские сестры отвечают за координирование плана ухода, составляемого индивидуально [10].
Отечественная система здравоохранения страдает от несбалансированности медицинских кадров, низкой эффективности использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что существенно сказывается на качестве медицинской помощи. Потенциал медсестер с высшим сестринским образованием используют не в достаточной мере [3, 9]. Этот факт противоречит принятой в 2001 г. Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации, которая призывает к созданию оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению Подготовка медицинских сестер с высшим образованием в России позволяет рационально и эффективно использовать их знания и возможности в различных направлениях работы по профилактике и укреплению здоровья населения, в области организации скрининговых, образовательных, и исследовательских программ [4]. К методам этой работы можно отнести индивидуальное обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или здоровым образом жизни, использованием различных форм обучения [7].
Работа по формированию здорового образа жизни, правильному восприятию изменившегося состояния здоровья пациентом требует принципиально новых подходов и более современной и расширенной подготовки специалистов[8].
Потенциал данной категории медицинских работников велик и продолжает расти, что связано с совершенствованием программ подготовки специалистов в колледжах и открытием более чем в 30 вузах страны факультетов высшего сестринского образования, готовящих специалистов с квалификацией "менеджер". Наличие таких специалистов позволяет перераспределить функции в соответствии с их компетенцией и миссией: врачам - заниматься диагностикой и лечением заболеваний, специалистам со средним медицинским образованием - осуществлять уход за больными и медико-психологические мероприятия, а менеджерам - обеспечивать организацию и управление деятельностью медперсонала для наиболее эффективного функционирования лечебно-профилактического учреждения и его подразделений [1].
Качественные преобразования в сестринской практике происходят только там, где есть квалифицированные сестринские кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельности, рационального использования ресурсов и четкой организации работы персонала.