Исследование проводилось на базе детского пульмонологического отделения краевой клинической больницы №1.
Было обследовано 20 детей в возрасте 12-15 лет.
Диагноз по МКБ-10: класс Х, блок J10-J18, пневмония.
Мы использовали периодизацию Д. Б. Эльконина, в которой подростком называется человек в возрасте от 11 до 15 лет. Эта периодизация совпадает с той, которую применяют врачи детского пульмонологического отделения краевой клинической больницы № 1.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Клиническая беседа.
2. Опросник Р. Б. Кетелла CPQ [1]. Метод оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Является модификацией взрослого варианта 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, и был специально разработан и адаптирован для детей школьного возраста. Вопросы в тесте специально подобраны так, чтобы быть понятны ребенку - он проще и содержит меньшее количество вопросов. Содержит 12 шкал для измерения степени выраженности основных личностных черт. Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Данное их количество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных Кеттелом. 0 и 10 стен - крайние значения степени выраженности какой-либо личностной характеристики. 5 стен - характеристика не выражена.
Описание 12 шкал теста Кеттелла CPQ для измерения степени выраженности основных личностных черт:
А: холодность-доброжелательность.
Высокие оценки свидетельствуют об открытом, общительном дружественном поведении, низкие - об обособленности, холодности и отчужденности.: высокая - низкая степень развития интеллекта. Высокая оценка отражает хороший уровень развития вербального интеллекта, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкой оценкой примитивно подходит к решению своих проблем. У таких детей часто отмечается невнимательность, утомляемость. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками.: эмоциональная неустойчивость-стабильность.Высокие оценки свидетельствуют о спокойности, уравновешенности, разумности поведения. Низкие - о капризности, непостоянстве, уклонении от трудностей, переменчивости в отношениях и интересах.: уравновешенность-возбудимость. Шкала выявляет тенденцию отвечать беспокойством, возбуждением, чрезмерно реагировать на внешнее раздражение. Школьники, получившие высокие оценки по этой шкале, легко обижаются на замечания и бурно реагируют на малейшие неудачи. Низкие оценки характеризуют эмоциональную безмятежность и спокойствие.: покорность-независимость. Школьник, получивший высокий балл по этой шкале, активен, деятелен, настойчив и упрям. При низкой оценке - более послушен.: озабоченность-беспечность. Высокая оценка по шкале характеризует оптимизм, живость, самоуверенность, низкая - рассудительность, осторожность и предупредительность.: низкая - высокая добросовестность. Шкала измеряет, в какой степени школьник включен в систему ценностей, характерную для взрослых. В период детства, оценка по этой шкале очень зависит от школьного окружения.: робость-смелость. Шкала измеряет степень общительности ребенка, также как и фактор А. Но, если школьник с высокой оценкой по фактору А общителен потому, что любит находиться среди людей, то школьник с высокой оценкой по фактору Н общителен потому, что легко и смело взаимодействует с людьми. Ребенок с низкой оценкой по шкале Н испытывает чувство неловкости и неуверенности, избегает общения, скопления людей.: твердость - мягкосердечность.
Высокие оценки по шкале свидетельствуют об утонченности, романтичности, богатом воображении, низкие - о твердости, суровости и мужественности.: самоуверенность - подавленность.
Ребенок, имеющий по данному фактору высокую оценку, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет плохое настроение, в то же время ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Этот фактор более всего коррелирует с проявлением психических нарушений. Высокие оценки по шкале могут являться следствием невроза, депрессии или психической травмы.: низкий самоконтроль - высокий самоконтроль. Высокие показатели по данному фактору могут быть расценены как хорошая социальная приспособляемость, успешное овладение нормами окружающей жизни. Низкие значения свидетельствуют о неумении контролировать свое поведение в соответствии с социальными нормативами, характеризуют плохую организованность ребенка в учебных и других мероприятиях.: расслабленность - напряженность.