Высокая оценка по шкале свидетельствует о возбуждении, суетливости, немотивированном беспокойстве, низкая - о спокойствии, вялости, полной самоудовлетворенности.
3. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков Н. Я. Иванов, А. Е. Личко. Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО) для подростков разработан в отделении подростковой психиатрии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева (руководимом проф. А. Е. Личко) в период с 1976 по 1994 гг. ПДО является оригинальной и высокоэффективной психологической методикой для диагностики и квалификации акцентуаций характера и психопатий у подростков. Результаты патохарактерологического исследования могут дать сведения, важные для дифференциального диагноза между психопатиями и преходящими психопатоподобными нарушениями поведения, возникшими на фоне акцентуаций характера. Кроме того, обследование позволяет дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка: психологической склонности к алкоголизации, к делинквентному поведению, к диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужественности-женственности в системе личностных отношений [15].
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности "пубертатных кризов", острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики [19].
Наконец, без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений у подростков чрезвычайно велика. При психопатиях и акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление об особенностях характера своего сына или дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты, могущие привести к психосоматическим заболеваниям.
4. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера (метод цветовых выборов) Л. Н. Собчик. Методика предназначена для изучения актуального состояния, индивидуального стиля переживания, степени адаптированности обследуемого. Позволяет выяснить степень выраженности болезненно заостренных черт характера. Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека. В основе интерпретационной схемы автора лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоаналитического и психосоматического подходов. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует реакций защитного характера [30].
5. Шкала астенического состояния, созданная Л. Д. Малковой и адаптированная Т. Г. Чертовой. Создана на базе известного опросника MMPI и данных клинико-психологических наблюдений ряда исследователей. Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния. Под термином "астеническое состояние", или "снижение психической активации", понимается психическое состояние, характеризующееся общей, и прежде всего психической, слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями. Норма - отсутствие астении - 30 баллов.