Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Лидерство проявляется в стремлении властвовать над другими. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику - от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Говорят медленно, веско, никогда не суетятся. Любят культивировать в себе физическую силу, предпочитают силовые виды спорта. Решения принимают не торопясь, весьма осмотрительно, из-за этого иногда пропускают момент, когда надо быстро действовать. Но в аффекте от медлительности не остается и следа, легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно. Обычно представляют себя более конформными, чем есть на самом деле.
Они легко утомляются и раздражаются, склонны долго переживать случившееся, не умеют находить выход отрицательным эмоциям и начинают либо мстить, либо уходить в себя. Для них характерны такие личностные особенности, как внутренняя напряженность, ригидность, уход в себя, попытка оградить себя от отрицательных эмоций, неудовлетворенность эмоциональными отношениями и желание их разорвать, потребность производить хорошее впечатление (по результатам теста Люшера).
По результатам опросника Кетелла можно сказать, что во второй группе сильно проявляется внутренняя напряженность, стремление к независимости и склонность к чувству вины, развитое мышление, замкнутость, возбудимость, озабоченность, эмоциональная лабильность, застенчивость.
По результатам КРГ и ШАС выявляется физиологическое и нервное истощение, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, недостаток сил на борьбу с болезнью.
По результатам наблюдения, подростки первой подгруппы (с результатами, соответствующими среднестатистической норме) быстрее поправились и выписались (в среднем на 4-5 дней раньше подростков второй подгруппы), что подтверждает патогенетический характер выявленных особенностей у второй подгруппы.
Т.о. патогенетически значимыми психологическими и психофизиологическими аспектами пневмонии являются:
1. склонность к ипохондричности, астеническим проявлениям, тревожность, неумение находить контакт, уход в себя.
2. преобладание парасимпатического отдела нервной системы.
Сравнивая результаты обследования подростков из второй подгруппы с личностными особенностями подростков с бронхиальной астмой, мы предположили, что обследованные нами подростки реагируют на болезнь по психосоматическому типу. Однако для подростков с пневмонией характерна такая специфическая особенность как зависимость от других при той же замкнутости и склонности к уединению (характерных для всех легочных больных).
Опираясь на полученные данные, для оптимизации психоэмоционального состояния подростка в период болезни и реабилитации предлагаются следующие рекомендации по оказанию психологической помощи. Мы считаем необходимым проведение собеседования с родителями или опекунами подростка с целью выяснения обстановки в доме и обстоятельств заболевания. Здесь нужна разъяснительная беседа с родителями подростка, так как для изменения сложившейся ситуации нужно изменить отношение самого подростка и его родителей к болезни, а главное, обратить их внимание на те моменты, которые оказались патогенетически значимыми в развитии легочной патологии. Когда ситуация прояснится для обеих сторон, можно начинать психотерапевтическую работу с подростком. Показаниями для различных видов психотерапии будут патогенетически значимые характеристики подростков: тревожность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, чувствительность.
Для нормализации психологического состояния в период лечения и выздоровления можно рекомендовать суггестивные методы. К ним относят разнообразные психологические воздействия с помощью прямого или косвенного внушения с целью создания у человека определенного состояния или побуждения к определенным действиям.
Для снятия нервно-мышечного напряжения рекомендуется аутогенная тренировка (аутотренинг). Эта методика направлена на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Аутогенная тренировка проводится в несколько этапов, направленных на освоение упражнений по ослаблению нервно-мышечного напряжения.