При повышенной тревожности мы предлагаем поведенческую психотерапию. Ее основной принцип состоит в выработке условных рефлексов, помогающих человеку справиться с состоянием тревоги, либо в избавлении от рефлексов, эту тревогу поддерживающих. Основные методы - научение и тренинг.
Для коррекции склонности к ипохондрии предлагается когнитивная психотерапия. Основная идея - это то, что различные эмоциональные расстройства возникают в связи с имеющимися у человека отклонениями в оценке реальной действительности в виде "систематических предубеждений". Целью когнитивной психотерапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону их рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.
Для преодоления проблем в общении предлагается психодрама. В процессе этой психотерапевтической методики происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных житейских ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие для себя. [25, 29, 37]
Для восстановления вегетативного баланса показаны умеренные регулярные физические нагрузки. [3, 38]
Выводы
1. Психологическими особенностями подростков с пневмонией являются: неустойчивое настроение, повышенная чувствительность к телесным ощущениям, интровертированность, зависимость, сложности установления социальных контактов.
.1. Психологическими особенностями подростков с пневмонией первой подгруппы являются неустойчивое настроение, открытость, беспечность, чувствительность, энергичность, целеустремленность.
.2. Психологическими особенностями подростков с пневмонией второй подгруппы являются неустойчивое настроение, повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности, тревожная мнительность, легкость возникновения навязчивостей, обидчивость, злопамятность, замкнутость, чуткость, страхи, избыток побуждений, не находящих разрядки, неумение находить контакт с людьми, негибкость в отношениях, уход в себя, зависимость от других.
. Психофизиологическими особенностями подростков с пневмонией являются: нарушение вегетативного баланса с преобладанием тормозящих влияний парасимпатического отдела нервной системы и снижением функциональных адаптационных возможностей, повышенная вегетативная лабильность, ваготонический тип реагирования.
.1. Психофизиологическими особенностями подростков с пневмонией первой подгруппы являются умеренно выраженная ваготония, низкий уровень астении при высоких адаптационных возможностях.
.2. Психофизиологическими особенностями подростков с пневмонией второй подгруппы являются: высокий уровень психоэмоционального стресса, средняя степень выраженности астенических проявлений, повышенная истощаемость, расстройства сна, ваготонический тонус при сниженных компенсаторных возможностях организма.
. Для оптимизации психоэмоционального состояния подростков с пневмонией в период болезни и реабилитации, формирования адекватного стиля поведения в стрессовой ситуации, предлагаются следующие рекомендации по оказанию психологической помощи: для восстановления вегетативного статуса, снятия нервно-мышечного напряжения проводить обучение навыкам аутогенной тренировки (аутотренинг) и сеансы телесно-ориентированной психотерапии; для формирования позитивного эмоционального фона и мотивации, нормализации психологического состояния, в период лечения и выздоровления использовать суггестивные методы; коррекцию повышенной тревожности и склонности к ипохондрии проводить с опорой на методы когнитивно-поведенческой психотерапии; для преодоления проблем в общении включить в комплексную программу психологической помощи метод психодрамы.