Лечебная физкультура (ЛФК) - естественно биологический метод, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма - движение.
Стимулируя активную деятельность всех систем организма, движение поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности.
Цель и задачи ЛФК.
Целью физического воспитания детей, больных ДЦП, это создания с помощью коррекционных физических упражнений специальных двигательных режимов, предпосылок для общественной, бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.
Для достижения успеха в коррекционной работе необходимое четкое осознание задач, которые стоят перед методистом, в процессе физического воспитания.
. Улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА (конечностей, отделов позвоночника).
. Нормализация мышечного тонуса.
. Улучшение связи мышц с суставами (кинестезии) и тактильной (кожной) чувствительности.
. Формирование компенсаторной гипертрофии определенной группы мышц (усиление развития той группы мышц, которая взяла на себя функции ослабленных, парализованных);
. Улучшение сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
. Развитие предметно-манипуляционной деятельности рук.
. Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, равновесия и ориентации в пространстве.
. Достижение общей релаксации (расслабление) организма или отдельных его частей.
Исследовательским путем было доказано, что развитие двигательной активности детей влияет на их общее развитие (формирование языка, психики, интеллекта, зрения, слуха). В связи с этим обязательно в процессе физического воспитания планируют решение следующих специальных коррекционных задач:
. Развитие речи через движения:
объединение звуков с движениями;
игры со звуковым сопровождением;
дыхание, как составляющая звукообразования.
. Формирование в процессе физического воспитания пространственного и временного воображения:
выше - ниже; больше - меньше;
по левую сторону - по правую сторону; много - мало.
. Формирование в процессе двигательной деятельности разных видов мышления.
. Управление эмоциональной сферой ребенка, формирование морально - волевых качеств личности, которое осуществляется путем выполнения специальных двигательных задач во время игр или эстафет.
Принципы составления плана занятий ЛФК.
Прежде всего необходимо помнить, что формирование движений должно проводиться в строго соответствующей последовательности, а именно: начинать из головы, потом руки, руки - туловище, руки - туловище - ноги, ноги и совместные двигательные действия.
При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. Главное правило - формировать движения ребенка от верхних отделов к нижним в направлении от туловища до конечностей. Эта закономерность установлена из наблюдений за постепенным развитием двигательной активности грудного ребенка со дня рождения. И не в зависимости от возраста ребенка отправной точкой для работы над коррекцией его движений есть уровень, на котором он остановился. Коррекционная программа должна "смотреть" вперед, использовать такие комплексы корригирующих упражнений, которые бы отвечали более высокому (на данный момент невозможному) уровню двигательной активности. Поэтому план-программу действия методиста ЛФК можно представить в таком виде:
Главные задачи коррекции движений:
а) формирование умений и навыков ползания на животе, самостоятельно принимать положения на 4-х конечностях;
б) создать условия, соответствующие более высокому уровню двигательной деятельности ребенка, а именно: элементы стояния на коленах, вставание с поддержкой с постепенным постановлением и выпрямлением ног, стояние возле опоры с поддержкой, без поддержки и др.
Вспомогательные задачи коррекции движений: улучшение подвижности суставов рук и ног; формирование сопротивляющейся способности рук и плечевого пояса, а также стоп и нижних конечностей в целом; формирование сопротивляющейся способности рук и плечевого пояса, а также стоп и нижних конечностей в целом.
Для того, чтобы достичь хороших результатов, занятие физическими упражнениями у детей с ДЦП должны проводиться каждый день на протяжении всего дня.
I этап коррекционной работы