На этом этапе проводятся упражнения, направленные на формирование контроля над положением головы и ее движениями. Упражнения для формирования вертикального положения головы. Из исходного положения, лежа на спине затем лежа на животе.
II этап коррекционной работы (конец первого года жизни и старше). Упражнения этого этапа проводятся с детьми, которые удерживают голову, но у них не развиты или слабо развиты выпрямительные рефлексы туловища. Так, если ребенка с ДЦП держать лицом вниз (руки методиста под его животом), он приподнимает голову, но не может поднять верхнюю часть туловища. У него отсутствует так называемый верхний рефлекс Ландау. Он не поворачивается со спины на живот, не удерживает позу сидения. Мышечный тонус остается повышенным, что по-прежнему ограничивает его произвольные движения. Ребенок с трудом берет игрушку, кисти рук преимущественно согнуты. Активные движения ног выражены слабо. Эти особенности определяют основные задачи воспитания движений на этом этапе:
) развитие цепного выпрямительного рефлекса;
) развитие реакции опоры рук;
) поворот туловища (переворачивание со спины на живот и с живота на спину;
) развитие опоры рук и ног из горизонтального положения;
) стимуляция захвата предмета и развитие зрительно-моторной координации.
Упражнения для формирования контроля за положением головы и развития реакции опоры и равновесия рук. Упражнения для формирования поворотов туловища в положении лежа.
III этап коррекционной работы (конец первого года жизни и старше).
На этом этапе ребенок уже достаточно хорошо держит голову, лежит на животе с разогнутыми руками и ногами. У него выражен цепной выпрямительный рефлекс, рефлекс Ландау, имеется оптическая реакция опоры рук, под контролем зрения он начинает захватывать предметы; присаживаться из положения на спине при подтягивании его за руки; поворачиваться со спины на живот; общая двигательная активность его значительно увеличивается; он уже способен к активному изменению позы тела. Основные задачи моторного развития на этом этапе:
) развитие поворотов с живота на спину;
) развитие начального ползанья в положение на животе;
) совершенствование функции присаживания из положения на спине при подтягивании ребенка за руки;
) формирование начальной функции сидения и самостоятельного присаживания;
) развитие равновесия;
) активация манипулятивной деятельности и развитие ощущений в пальцах рук.
Упражнения для формирования функции сидения. Упражнения для формирования умения самостоятельно садиться. Упражнения для формирования умения ползать на четвереньках.
IV этап коррекционной работы (конец первого года жизни и старше).
На данном этапе работы дети с ДЦП владеют поворотами туловища, самостоятельно сидят, захватывают предметы и манипулируют ими. Однако указанные функции могут быть развиты недостаточно и выполняться неправильно. Многие дети так и не научатся ползать или ползают только назад, или при движении вперед передвигаются в основном при помощи рук, пассивно волоча ноги. Одни дети затрудняются в поворотах с живота на спину другие - в манипулятивной деятельности; многие из них сидят с согнутой спиной, опустив голову вниз. Все это говорит о недостаточном развитии предпосылок к овладению вертикальной позой. Поэтому необходимы специальные упражнения, направленные на:
) укрепление мышц спины;
) развитие контроля за руками и ногами в разных положениях ребенка;
) обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползанья на четвереньках;
) воспитание рецепторных движений;
) развитие движений ног;
) формирование устойчивости сидения и возможности садиться из разных положений тела;
) обучение вставанию на колени;
) обучение вставанию и ходьбе с поддержкой.
Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок
верхних конечностей. Упражнения для формирования умения встать на ноги.
V этап коррекционной работы (1,5 - 2 года и старше).
Основной задачей этого этапа является стимуляция и коррекция самостоятельной ходьбы. На этом этапе коррекционной работы ребенок с ДЦП делает первые самостоятельные шаги. Однако, не смотря на то, что ребенок уже самостоятельно сидит, встает на четвереньки и колени, может уже частично контролировать положение рук и ног, сам изменять позу, предпосылки необходимые для самостоятельного совершенствования навыка ходьбы, развиты недостаточно. Это выражается в слабости выпрямительных реакций, отсутствии дифференциации движений плеч от движений рук, движений туловища и движений ног от движений таза.