Следует отметить, что экономический эффект от организации стационарозамещающих форм может быть достигнут при соблюдении следующих условий:
· выполнения соответствующих стандартов лечения больных;
· достаточного лекарственного обеспечения согласно разработанным лекарственным формулярам;
· применение методов экономического стимулирования лечебных учреждений за активное развитие ресурсосберегающих технологий;
· создание механизмов дифференцированной оплаты труда медицинских работников, использование методов их материального поощрения.
Эти меры позволят повысить производительность труда медицинского персонала и стимулируют развитие стационарозамещающих технологий.
В качестве характеристики экономического эффекта можно привести материалы исследования, проведенного на базе лечебных учреждений Ставропольского края, которое показало на основании результатов сравнительного расчета стоимости определенного контингента больных хирургического профиля в стационарах круглосуточного пребывания и в дневных стационарах, что стоимость лечения больных в последних составляет 25-40 % от общих затрат, произведенных в больничных условиях.
Что касается последнего, то все справедливо с позиций макроэкономики. Да, если рассматривать систему здравоохранения в целом, то для всех основных ее элементов: населения, сети ЛПУ и органов управления - это выгодно. Но вот если взять отдельное учреждение, то есть тот уровень, где и должны внедряться соответствующие технологии, то ситуация несколько меняется, поскольку в силу вступают уже законы микроэкономики. И если для пациента вышеназванные ресурсосберегающие технологии представляют определенный интерес, то для руководства учреждения и медицинского персонала такая мотивация отсутствует. И это связано, прежде всего, с существующими механизмами финансирования ЛПУ. Любой производитель какого-либо товара или услуг заинтересован, естественно, в увеличении получаемого дохода, если при этом он получает определенную прибыль. Это может достигаться принципиально двумя основными путями: или увеличением объема производства, или снижением себестоимости производимой продукции. Во многом это определяется применяемым способом оплаты. Когда в основе лежит гонорарный принцип, то есть по существу сдельная оплата, естественно, предпочтительнее выглядит увеличение объема производства, но . при условии сохранения цены на производимый товар или услуги, включающей прибавочную стоимость или ту самую прибыль. Как известно, в условиях введения системы ОМС мы провозгласили прежде всего гонорарный способ оплаты медицинских услуг по принципу «деньги следуют за пациентом». Объем дохода ЛПУ, работающего в системе ОМС, определяется в принципе по формуле: количество услуг, умноженное на их тариф. На тариф, устанавливаемый на территории, учреждение, как известно, повлиять практически не может. А значит, остается только одно - наращивать объемы, то есть, по существу, стимулируется затратный тип функционирования системы здравоохранения. И это в условиях общей ограниченности выделяемых ресурсов. Причем если говорить о стационарозамещающих технологиях, то их внедрение в этих условиях было бы выгодно для учреждений лишь при условии соответствующей цены. В противном случае это приводит к уменьшению доходов. Не поэтому ли мы потеряли и пресловутое основное направление отечественного здравоохранения - профилактическое? Кстати, если вспомнить идею профилактики - болезнь легче и дешевле предупредить, чем лечить, - то и тут речь идет о ресурсосбережении. Но профилактика тоже не выгодна учреждению.
Несколько иная ситуация складывается при фиксированных объемах финансовых средств (сметном финансировании, госзаказе и т. д.), когда может стимулироваться другой механизм - снижение себестоимости продукции, а значит и внедрение более дешевых, ресурсосберегающих технологий. Наверное, не случайно все больше внимания уделяется возможности перехода на подушевое финансирование, которое, по идее, должно способствовать более рациональному использованию выделяемых средств. Правда, для этого очень важным является корректное определение подушевого норматива, который должен рассчитываться не по принципу деления имеющихся средств на численность населения, а как расчет требуемого их объема для оказания необходимого объема медицинской помощи соответствующего уровня, обусловленного состоянием здоровья населения и его потребностью в медицинской помощи.