Детский церебральный паралич (ДЦП) - группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Причины возникновения ДЦП разнообразны. Типичным для данного заболевания является изменение мышечного тонуса, приводящее к нарушению координации в работе мышечной системы больного ребенка, нарушениям осанки и в дальнейшем формированию контрактур суставов, сколиоза.
Под повышением мышечного тонуса понимают такое состояние мышц, когда они плотные на ощупь в покое и оказывают сопротивление при выполнении пассивных движений. Повышение мышечного тонуса у больных ДЦП отмечается в группах мышц, осуществляющих как сгибание, так и разгибание конечностей. В результате возникает определенное ограничение подвижности в суставах. Кроме того, при попытке совершить конечностью какое-либо целенаправленное движение одновременно сокращаются несколько мышц, и в конечности непроизвольно возникает другое движение. Все это затрудняет выполнение сложных движений, что приводит к нарушению социализации больных ДЦП, ухудшению качества их жизни.
В настоящее время выделено несколько форм заболевания, при которых нарушения движений и повышение мышечного тонуса проявляются во всех четырех конечностях (тетрапорез, диплегия) или с одной стороны тела (гемипарез), или, наоборот, отмечается выраженная мышечная слабость (атония). Существует также форма ДЦП, при которой двигательные расстройства проявляются в виде насильственных, плохо управляемых движений (гиперкинезов) в конечностях и туловище.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, с временем начала проведения лечебно-коррекционных работ.
Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отрываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате переутомления возникает двигательное беспокойство. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшее замечание, чутко подмечают изменения настроения окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма. Для многих характерно наличие страхов.
Таким образом, дети с церебральным параличом - это дети со множественными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства.
В настоящее время существуют различные способы реабилитации больных с данным заболеванием: занятия физкультурой, курсы массажа, различные физиотерапевтические процедуры, гимнастические комплексы упражнений в бассейне, лечение лекарственными препаратами, хирургическая коррекция. Однако, все эти методики позволяют уменьшить мышечный тонус, увеличить объем пассивных движений, но не помогают приобрести новые активные двигательные навыки. Такими возможностями обладает верховая езда на лошади. Именно многогранность воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного психотерапевтического эффекта от общения больного ребенка с лошадью определяют уникальность иппотерапии.
Общий принцип устранения нарушений при ДЦП состоит в том, что в начале пассивно, а затем пассивно-активно отдельными частями тела пациента придаются положения, противоположные существующим установкам. Важно разрушить механизмы непроизвольного, одновременного движения в пораженной и здоровой конечностях, характерные для заболевания.
Как известно, идущая лошадь придает всаднику более ста разнообразных движений. Преимущество иппотерапии заключается в возможности многократного повторения этих движений при этом удается избежать монотонности, как при занятиях на тренажере - лошадь не может надоесть. Повторяющиеся колебательные движения тела носят диагональный характер, в виде чередующихся растягивания, сжимания, вращения отдельных частей тела. Разнонаправленные действия всадника, выполняемые на лошади, помогают ему осознать движение, научиться регулировать мышечный тонус и приобрести необходимые двигательные навыки. Выполнение упражнений, направленных на выпрямление туловища, позволяет осуществить коррекцию равновесия и двигательной активности в соответствии с физиологическим развитием.