Залогом уверенной посадки на лошади является расслабленное положение всадника, позволяющее правильно реагировать на все движения животного. На занятиях больные с ДЦП учатся расслабляться, что способствует в конечном итоге уменьшению тонуса мышц. Родители больных детей, занимающихся иппотерапией, единодушно отмечают улучшение их эмоционального и физического состояния. Большинством определено в первую очередь улучшение осанки, более правильное положение спины при ходьбе. Обращает на себя внимание расширение возможностей в разведении и отведении ног в стороны, что способствует улучшению походки ребенка.
Двигательные нарушения, ограничивающие или делающие невозможными активны движения, отражаются на общем здоровье ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной) и нервно-психической деятельности. Кроме того, на ранних этапах развития детей образуются различные привычки за счет автоматизации двигательных и речевых функций. Если у ребенка с церебральным параличом они изначально формируются неправильно, а затем закрепляются, то устранить их в последствии крайне сложно. Поэтому развитие движений составляет основу физического воспитания этих детей.
Одной из целей ЛВЕ является формирование динамического стереотипа, который всадник-инвалид переносит из верховой езды в жизнь. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастические мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях и во всем организме, что в итоге улучшает кровоснабжение мозга. Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом - тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного опыта. А тазобедренная область и нижние конечности всадника на лошади, идущего шагом, имитируют сложные трехмерные движения идущего человека. У всадника работают практически все группы мышц. Необходимость удерживания равновесия на движущейся лошади заставляет всадника синхронизировать работу мышц спины, туловища, шеи, конечностей. В работу включаются мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными.
У большинства лиц с физическими и интеллектуальными проблемами ощущение пространства и представление о своем теле, а также осознание себя как личности - словом все то, что формирует и определяет личность, чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми больной человек взаимодействует.
Таким образом, в процессе реабилитации через лечебно-верховую езду происходит последовательный процесс приобретенных физических, коммуникативных и психологических навыков в повседневную жизнь.
Важное место в развитии движений у детей с детским церебральным параличом занимает лечебно-верховая езда. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статистические и локомоторные функции у таких детей не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.
С учетом специфики двигательных нарушений ДЦП терапевтическая верховая езда имеет следующие основные задачи:
. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемая постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходят выравнивание головы, или туловища и конечностей. Ребенок получает возможность сохранить равновесие во время активных движений. Реакции выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения.
. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.
. Развитие зрительно-моторной координации.
. Торможен и преодоление неправильных поз.
. Предупреждение формирования вторичного порочного двигательного стереотипа. Формирование способности воспринимать позы и направления движений, а также предметы на ощупь, развитие ощущения частей тела.
. Стимуляция общего физического развития.
. Улучшение тонуса и эластичного мышц, их сократительной функции, замедление их атрофии.
. Повышение психоэмоционального тонуса, уверенности в своих силах, раскованности, активности, внимательности.
. Снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости и агрессивности.