Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.
Отклонения в психофизическом развитии детей с церебральным параличом связаны в первую очередь с двигательными, сенсорными и речевыми нарушениями. У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, развиваются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.
Двигательные нарушения при ДЦП отмечаются с рождения, тесно связаны с перцептивными расстройствами, являются ведущим дефектом, оказывающим неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, они с трудом осваивают навыки самообслуживания.
Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость ощущений собственных движений. У детей с трудом развивается пространственно-временная организация, отмечается астереогноз (трудности узнавания предметов на ощупь), что затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. Двигательные нарушения ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружающих его взрослых, что способствует формированию пассивности, нарушает развитие мотивационной и волевой сферы.
Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения, слуха. Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, в результате утомления часто возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, гримасничать, появляются насильственные движения, слюнотечение. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, изменения в настроении окружающих; у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения.
Важную роль играет предельно раннее распознавание двигательных нарушений и раннее начало лечебно-педагогической работы с использованием приемов кондуктивной педагогики. С помощью кондуктивной педагогики, где главная роль отводится взаимодействию матери и ребенка, осуществляется неразрывная взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.
Анализ нарушений ребенка, страдающего данным заболеванием, показывает, что одно лечение без систематического коррекционного психолого-педагогического и социального воздействия недостаточно эффективно. Нарушение или задержка формирования двигательных функций требуют соответствующей коррекции, необходимо формирование правильных представлений о движении, пространственно-временной организации, воздействие на процесс формирования и развития речи, психических и познавательных процессов. Это возможно лишь при сочетании педагогического и медицинского воздействия.