Выделяются следующие периоды восстановительного лечения, на протяжении которых должно продолжаться раннее комплексное воздействие с целью нормализации в дальнейшем двигательной сферы, психического развития и социальной адаптации ребенка с церебральным параличом: острый - до 14 дней; ранний восстановительный - до 2 месяцев; поздний восстановительный - до 2 лет; остаточных явлений (резидуальный) - после 2 лет. В остром периоде преобладает медикаментозное лечение, в случае необходимости применяют специальные укладки. В раннем восстановительном периоде добавляются другие средства лечения: массаж с пассивными движениями по суставам, фиксация стоп и кистей туторами и шинками в среднем положении. В позднем восстановительном и резидуальном периодах комплексная реабилитация включает медикаментозные средства, лечебную физкультуру, рефлексотерапию, ортопедическую помощь, физио- и психотерапию, логопедическую коррекцию, иппотерапию.
К основным методам психологической реабилитации детей и подростков с церебральным параличом относятся психологическая консультация, психологический тренинг, психокоррекция и психотерапия. Учитывая в структуре личности большинства больных с ДЦП наличие стойких нарушений эмоционально-волевой сферы: высокую степень невротизма, повышенную тревожность, фрустрированность, целесообразным оказывается использование индивидуальных методов психокоррекции (психорасслабляющая гимнастика, музыкотерапия, аутогенная тренировка). Для детей, в структуре личности которых наблюдаются повышенная зависимость, инактивность, неадекватность самооценки, замкнутость, используются групповые методы психокоррекции, направленные на устранение неадекватных поведенческих реакций, повышение социальной активности.
Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства речи, их частота составляет, по данным различных авторов, от 70 до 85%. У детей с церебральным параличом оральный праксис формируется искаженно, его развитие осложняется из-за наличия парезов и параличей мышц артикуляторного аппарата, слабости кинестетических ощущений, напряжения мышц языка и губ. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга, от вторичного недоразвития или более позднего формирования отделов коры мозга, наиболее интенсивно развивающихся уже после рождения, от вида церебрального паралича.
Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано также с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточной предметно-практической деятельностью и ограниченными социальными контактами. Ошибки воспитания могут еще более утяжелять отставание в развитии речи. Ребенок с ДЦП в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и, если педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может отставать в развитии речи. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые могут наблюдаться у этих детей при отрыве от матери, дезадаптация на новую обстановку создают неблагоприятные предпосылки для развития речи. При воспитании такого ребенка дома взрослые обычно чрезмерно опекают его, стремятся все сделать за него. Это не формирует у ребенка потребности в деятельности и в речевом общении.