Районы исследования во многом сходны между собой, хотя каждый имеет свои особенности.
Так, рельеф Читинского района отличается наличием разных форм (как положительных, так и отрицательных), но имеет больше горный, чем равнинный характер по сравнению с Оловяннинским.
Приложение
Учебная программа «Зеленая аптека Забайкалья может закрыться»
. Пояснительная записка
.1. Актуальность
Актуальность данной программы объясняется тем, что в традиционном школьном курсе 7 класса в достаточной степени не предусмотрено формирование у учащихся представления о рациональном использовании редких и исчезающих лекарственных растений и о способах их охраны на территории Читинской области.
.2. Цель программы: воспитание гуманной, социально-активной творческой личности, способной реально оценивать реальную обстановку и необходимость охраны растений. Данная программа рассчитана на углубление знаний по биологии и экологии.
.3. Задачи программы:
развивающие:
развивать интерес к познанию растительного мира Читинской области;
развивать способность к наблюдению за природой;
развивать эстетические качества у учащихся;
развивать качества социально-активной личности у учащихся, способной реагировать на изменения обстановки в окружающем мире.
воспитательные:
воспитывать у учащихся чувство бережного отношения к природе, в частности к растениям;
воспитывать чувство ответственности за охрану ценных исчезающих видов растений.
образовательные:
сформулировать знания и представления о биологическом многообразии ценных лекарственных растений Читинской области;
сформулировать знания о ценных редких и исчезающих видах Читинской области;
познакомить учащихся с основными мерами охраны лекарственных растений в Читинской области.
Программа «Зеленая аптека Забайкалья может закрыться» предназначена для учащихся 6-7-ых классов средне-образовательной школы Читинской области и рассчитана на 18 часов (1 раз в неделю).
.4. Идеология курса.
Программа направлена на углубление и расширение знаний о родном крае, а также на развитие экологической культуры учащихся.
.5. Формы и методы курса
Темы занятий, указанные в программе, выстроены в логической последовательности, в основе которой лежит идея развития необходимых навыков и знаний у учащихся и лекарственных растениях Забайкалья и о способах их охраны. В программе применяются методы наблюдения, моделирования.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с растительным миром Читинской области, его особенностями. На практических занятиях (экскурсиях, практических работах) учащиеся более детально изучают данную тему, накапливают практические навыки, которые в последующем пригодятся для изучения теории.
В программе предусмотрена самостоятельная работа учащихся с литературой, групповые занятия и индивидуальные.
По возможности для облегчения усвоения знаний, для профилактики переутомлений в программе используются игровые приемы, физкультминутки.
2.1 Тематика занятий
Тема |
Основное содержание |
I. Введение (1 час) 1) Лекарственные растения |
Характеристика лекарственных, их отличия от обыкновенных. Многообразие лекарственных растений |
II. «Зеленая аптека» Забайкалья (5 часов) 1) Особенности растений Забайкалья |
Растения Забайкалья, их отличительные признаки от растений других районов |
2) Открытый урок «Лекарственные растения Читинской области» |
Выступления учащихся с сообщениями о видах лекарственных растений Читинской области |
3) Экскурсия «Изучение флористического состава лекарственных растений в окрестности школы» |
Особенности видового состава лекарственных растений в районе школы. Сбор растений для сушки |
4) Практическая работа |
Изготовление гербария-аппликации из собранного на экскурсии материала |
5) Редкие и исчезающие виды лекарственных растений Читинской области |
Названия и краткая характеристика редких лекарственных растений Забайкалья |
III. Охрана лекарственных растений в Читинской области (10 часов) 1) Пути охраны редких и исчезающих видов растений |
Краткая характеристика основных путей охраны растений. Знакомство с книгами, представленными на выставке |
2) Правила рационального использования и заготовки лекарственных растений |
Знакомство с основными правилами заготовки лекарственных растений на примере растений Забайкалья |
3) Красная книга Читинской области и АБАО |
История Красной книги. Знакомство с черной, желтой, зеленой и белой книгами |
4) Особо охраняемые природные территории Читинской области (краткая характеристика) |
Определение понятия ООПТ. Общая характеристика заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы Читинской области |
5) «Сохондинский заповедник». Открытый урок 6) Государственный биосферный заповедник «Даурский» Открытый урок |
Выступления учащихся об особенностях заповедника Выступления учащихся об особенностях заповедника |
7) Открытый урок «Заказники Читинской области» |
Выступления учащихся |
8) Открытый урок «Национальные природные парки Читинской области» |
Выступления учащихся |
9) «Памятники природы Читинской области» Открытый урок |
Выступления учащихся |
10) Экскурсия в Ботанический сад г.Читы |
Знакомство с особенностями Ботанического сада г.Читы, работой сотрудников. Особенности ухода за растениями |
IV. «Зеленая аптека» может закрыться. Итоговые занятия (2 часа) 1) Практическая работа «План спасения растений Забайкалья» |
Составление учащимися индивидуального плана-проекта охраны лекарственных растений в Забайкалье в виде схем, рисунков и т.д. |
2) Итоговое занятие |
Проверка знаний учащихся, выполнение проверочных работ, написание тестов, решение экологических задач |