Пол отца и его присутствие могут играть незначительную роль в жизни матери пациента, страдающего мигренью. Поэтому отец часто представляется человеком, которого запрещено любить и который недостоин уважения. Как следствие, образ внутренней матери становится экстремально опасным для ребенка. Образ матери, как и фантазия о ее теле, двойственный: идеализированная репрезентация, которая заключает в себе вечное обещание невыразимого блаженства, и частичный объект, который выражает угрозу психической и даже физической смерти.
Подобная интроецированная семейная констелляция, неустойчивая и вызывающая тревогу, отражает бессознательные конфликты и противоречия самих родителей. Очевидно, зачастую это побуждает детей к тому, что они слишком рано приобретают автономию. В результате они преждевременно начинают относиться к родителям как к отдельным и сепарированным объектам. К примеру, когда мать не была интроецирована в психический мир ребенка как «окружающая среда» или внутреннее состояние, несущее успокоение и защитные функции, а вместо этого слишком рано стала восприниматься как целостный и отдельный объект, этот психический образ идеализируется и наделяется всемогуществом, и его становится невозможно достичь.
Это сопровождается установлением неправильной и слишком ранней формы автономии, которая оставляет ребенка и будущего подростка в ощущением полной неадекватности. Таким образом, мы можем предположить, что неустойчивость внутренней психической структуры и ощущение внутренней неадекватности не позволяет находить эффективные способы для разрядки импульсов гнева и враждебности вовне, так же, как и для их успешного контейнирования.
Вторым этапом работы после определения «внутренней картины болезни» у пациента с мигренью может стать анализ примитивной внутренней организации и психических инструментов для разрядки агрессивных и враждебных импульсов. Важно выяснить в совместной работе, существуют ли слова для обозначения этих импульсов, эмоций, чувств и их отреагирования. Как отмечает автор одного из исследований, посвященных психосоматическим болезням, переведение языка боли в речь, хотя бы внутреннюю, уже частично освобождает тело от симптоматики.
Третий аспект, требующий проработки с пациентом, страдающим мигренями - исследование нарциссической структуры пациента, ее целостности или диффузности. Как отмечают исследователи, нарциссическая уязвимость и диффузный образ «Я» в большинстве случаев встречаются у страдающих головными болями. В этом случае структура «Я» не может поставить достаточный барьер на пути чрезмерно возбуждающих импульсов гнева, враждебности или сексуальности, преследующих пациента извне, или же ощущения пустоты и отсутствия родительского образа изнутри, и это может приводить к возникновению приступа мигрени.
Из всего вышесказанного и анализа материала исследований мы можем предположить, что комплекс «борьба-бегство» (наличие которого мы предположили в главе «Принципы психосоматического подхода» данного исследования), действительно может быть вычленен у больных мигренью. Два этих стремления, противоречивых на смысловом уровне, но вызывающих одинаковые реакции на вегетативном, возникая одновременно, могут усиливать друг друга и провоцировать приступ головной боли.
При этом составляющая «борьбы» вызвана импульсами враждебной агрессии и зависти, неосознаваемыми и, возможно, стертыми из сознания, и при этом отягощается бессознательной виной. Составляющая «бегства» одновременно вызывается тревогой из-за ощущения «внутренней пустоты» и «неадекватности» внутреннего психического устройства пациента. Работа с комплексом «борьба-бегство» может начинаться с того, чтобы помочь пациенту осознать два этих стремления, явленных одновременно, проследить источники их возникновения, найти слова и образы для их передачи.