«Слова» Кирилла Туровского, в которых очень часто упоминаются болезни и другие страдания, говорится об их успешном лечении. С позиций христианства Кирилл Туровский изложил свои взгляды на природу человека, которая находится в тесной взаимосвязи с внешним миром. Он придавал первостепенное значение в жизнедеятельности человека солнцу и воде. Подчеркнул, насколько важны пища и одежда для сохранения жизни и здоровья человека, обосновывал необходимость психической деятельности для укрепления здоровья.
Компилятивный трактат «Физиолог», являющийся собранием работ античных врачей, в которых изложены естественнонаучные данные, имеющие отношение к медицинской практике. Впоследствии этот трактат был видоизменен переписчиками применительно к природе Древнерусского государства.
В «Шестодневе Иоанна Экзарха Болгарского», тоже компилятивном произведении из трудов античных ученых, приведены обширные медико биологические сведения.
Эпидемии заразных болезней и меры борьбы с ними
В условиях формирования и укрепления классового общества, чему способствовало христианство (988 г.), проходил процесс поляризации имущественного и общественно-политического положения населения. Вследствие ухудшения условий жизни угнетенных масс возникали и распространялись многие заболевания, которые очень часто протекали в тяжелой форме и завершались смертью. Снижался прирост населения, тому «препятствия были политические (войны междоусобные и внешние) и физические (голод, мор)».
Выдвигаются понятия о контактной передаче болезней от человека к человеку путем вдыхания воздуха и путем непосредственного соприкосновения. Считалось, что болезнь вызывают материальные, заразные начала (миазмы), попадающие в организм. Поэтому нередко во время эпидемии предпринимались меры самоизоляции.
Эпидемиям предшествовали и сопутствовали засуха, голод и вторжение неприятеля на древнерусскую землю.
Крупные эпидемии неоднократно отмечались в 1158 г., 1187 г.
Издавна было подмечено значение гигиенических условий жизни для сохранения здоровья. В период классового расслоения и развития городов выявлялось неравноправное положение беднейших горожан в выборе мест для заселения. Кварталы знати («грады») возводились на возвышенных песчаных местах, а бедняцкие хаты ставились в «посадах» - на низких, часто заболоченных участках.
Наряду с противоэпидемическими и предупредительно-гигиеническими мерами на территории Белоруссии развивалось лечебное дело. В этой области у наших предков было много общего (во взглядах, приемах и действиях) с лекарями других восточнославянских земель (Византия, Польское королевство, государства Закавказья, Средней Азии).
В г. Гродно была найдена нижняя челюсть человека, жившего примерно в XII в., со «значительным кариесом зубов». Здесь же обнаружен череп, на котором были видны следы ударов, нанесенных клинком, в одном из скелетов обнаружена кость в которую вонзилась стрела. В обоих случаях после ранений пострадавшие продолжали жить, получив, надо полагать, соответствующую медицинскую помощь.
Вопросы врачевания нашли отражение в раннем древнерусском законодательстве. Еще до принятия христианства регламентировались отношения с пострадавшим и устанавливалась уплата ему денег на лечение («Правда Русская» Ярослава Владимировича (1036 г.).