― делались ванны с настоями из различных трав.
Формы и признаки болезней, которые были известны лекарям в то время: «корчи», «корчение» (хорея, тик), «трясновение» и «падучая немощь» (эпилепсия), «ничание долу» (дрожательный паралич), «бешенство» и «иступление ума» (различные формы психозов), «сухотная» и «сухотка» (чахотка), «камчюг» (артриты, подагра), «дна» (желчнокаменная и почечная колики), «трасьца» (малярия), «огневица», «огонь» (тифы), «воспа» (натуральная оспа, корь, скарлатина), «прокажение» и «облива» (проказа и банальные формы кожных заболеваний), «мор хра-котный» (легочная чума) и др.
Наиболее болезненными лекари считали детей и стариков.
Для старческой патологии характерны затвердения уд (частей тела), сухость кожи, глухота, слепота, частые «залегания жил в мождени» (в мозге) и вследствие этого «удары с искривлением ока и полуустом», детородные возможности угасают».
Предварительно определяли, излечим или неизлечим недуг. Врачи не ответственны были за исход болезней, неподдающихся лечению.
Первое упоминание о стационарном лечебном учреждении относится к середине X в. В конце X в. упоминаются «монастыреве больницы», подведомственные церкви. На содержание больных и инвалидов был установлен особый налог - «десятина».
На рубеже третьей и четвертой четвертей XI в. в Киево-Печерском монастыре существовала одна из первых монастырских больниц, основанная Феодосией Печерским. В XI в. в Переяславле была открыта больница митрополитом Ефремом.
Больницы открывались и при частных домах (богаделен), в которых инвалиды, престарелые пребывали без лечения.
Полоцкий Софийский собор являлся одним из трех выдающихся памятников зодчества XI в. и одним из опорных пунктов христианства. Вполне возможно, что здесь были созданы больницы и находились врачеватели.
Выдающимся центром экономической жизни и культуры был Туров, особенно когда в нем жил и работал Кирилл Туровский (XII в.). Последний «получил высокое по тому времени образование в г. Турове». Туров можно считать местом основания больниц и деятельности врачей.
На белорусских землях, подпавших на несколько столетий под господство литовских князей, продолжался процесс шпитального дела на древнерусской основе.
Лекарственные средства: растительного, животного и минерального происхождения. Они встречаются в «Изборнике» Святослава, «Физиологе», «Шестодневе», «Палеях», многочисленных травниках и других источниках письменности.
Сбор и хранение лекарств («зелейничество») еще в дохристианский период являлись уделом лиц, занимавшихся лечебной практикой. После принятия христианства одновременно с преследованием волхвов, ведунов велась борьба и с зелейниками. Однако из практической медицины лекарственные средства («зелия») не только не исчезли, но и стали назначаться в еще большей степени, в том числе врачевателями монастырей. Готовились лекарства в виде порошков, присыпок, настоев, отваров, мазей, камней для прижигания и других форм.
Наряду с лекарствами «местного производства» применялись лекарства иноземные, особенно из восточных стран (привезенных из Индии).