Выполнение упражнения состоит в фиксации ребенка в позе рефлекса и ручном воздействии на зоны поражения. Выбор такой зоны производится индивидуально и зависит от вида двигательных нарушений и реакций-откликов. Влияние на зоны стимуляции не вызывает боли. Негативное поведение ребенка на вынужденное положение во время проведения терапии может быть проявлением страха или естественного протеста, особенно у самых младших детей. Негативное поведение ребенка не должно быть проявлением агрессии и должна быть устранена методами психологической коррекции. Кроме того, необходима предварительная психологическая подготовка родителей к проведению терапии и ожидаемых результатов.
Перед началом проведения Войта-терапии самым младшим детям проводится Войта-диагностика, их осматривают невролог и педиатр, а, кроме того, применяются дополнительные обследования по показаниям.
При введении Войта-терапии как реабилитационной методики целесообразно использовать ее самостоятельно. Прежде всего, это связано с расчетом адекватной нагрузки. Войта-терапия несовместима с электропроцедурами и электростимуляцией мышц.
Эффективность Войта-терпии зависит от срока начатого лечения, «зрелости» функциональных систем нервной системы и степени и стадии расстройств двигательной сферы. Лечение по методу Войта дает возможность начать лечение двигательных расстройств с периода новорожденности. Наибольшая эффективность лечения достигается после предварительного ознакомления родителей с методикой и их достаточной психологической подготовкой при собственноручном длительном беспрерывном выполнении методики лечения.
Кондуктивная педагогика (метод Петьо)
Кондуктивная педагогика была разработана после Второй мировой войны венгерским врачом и педагогом Андрашем Петьо (Andras Peto). Сначала этот подход использовался только в институте кондуктивной педагогики в Будапеште, носящем имя автора, а со временем приобрел популярность и стал применяться во многих странах мира.
Кондуктивная педагогика базируется преимущественно на образовательной модели вмешательства и объединяет педагогические и реабилитационные цели в одной программе. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь детям с двигательными нарушениями приобрести «ортофункции», что определяется как способность принимать участие и функционировать в обществе, несмотря на свою моторную неполноценность. Кондуктивная педагогика основывается на идее, что нервная система, несмотря на повреждения, все-таки имеет возможности для формирования новых нервных связей.
По мнению профессора Петьо, моторные нарушения развиваются не только за счет повреждения центральной нервной системы, но в основном из-за недостаточности координации и взаимодействия между разными отделами мозга и их функциями. Эта способность нервной системы может быть мобилизована с помощью соответствующим образом направленного, активного процесса обучения.
При лечении больных ДЦП занятия проводятся в специализированных группах численностью от 10 до 25 детей. Дети вместе занимаются, наблюдают и поощряют друг друга к выполнению упражнений. Кондукторы руководят группой и обеспечивают мотивирующее окружение и эмоциональную поддержку. Цели программы определяются общим уровнем развития группы и умениями каждого отдельного ребенка.
Занятия в группах являются структурированными и проводятся в соответствии с разработанной программой. Программа включает в себя блоки, состоящие из комплексов упражнений и педагогических занятий, которые проводятся в игровой форме. Комплексы упражнений, а также входящие в них задачи, подбираются в зависимости от характера патологии ребенка, его двигательных и интеллектуальных возможностей. Все упражнения комплекса базируются на физиологических движениях.