Во время эпидемий медики рекомендовали окуривать помещения можжевельником, полынью, принимать внутрь мяту, дягилевый корень, нюхать губку с уксусом, а также прожаривать некоторые вещи, прогревать паром и камнем помещения, вымораживать вещи и помещения.
Жители белорусских земель широко пользовались банями. Бани одновременно использовались для дезинфекции одежды и для многих лечебных мероприятий.
С XVII в. и особенно в XVIII в. запрещается строительство бань, в городах увеличивается налог на «дым».
Наряду с банным делом большое гигиеническое значение имели удаление нечистот, мощение улиц, захоронение умерших за пределами населенных мест. Выделялись лица, которые убирали площади, улицы и другие места общественного пользования.
В XVI-XVIII вв. делались каменные мостовые «бруки».
Гигиенические требования встречаются в уставах цехов мясников, солодовников, хлебников, резников и др., а также в постановлениях городских рад, регулировавших процесс производства продуктов и торговли ими.
В средневековой Белоруссии медицинской практикой занимались лица различной квалификации, местные и иностранцы. Видное место среди них занимали народные лекари.
Официальные власти преследовали врачевателей-эмпириков, обвиняли их в чародействе и колдовстве, в связях с дьяволом, предавали суду.
Католическая церковь, распространив свое влияние на все сферы общественной жизни, активно влияла на практическую медицинскую деятельность. В католических соборах служили каноники со степенью доктора медицины, в монастырях - монахи-лекари, аптекари и инфирмарии, получившие сведения об основах гигиены и лечебного дела в семинариях и бурсах.
Цеха цирульников.
В средние века, как и во многих европейских странах, на территории Белоруссии хирургическую помощь населению оказывали собственно цирюльники (слово «цирюльник», по мнению некоторых исследователей, происходит от искаженного греческого «хейрургас» или «рукодельник»), а также «бальвежи» (баль-веры), брадобреи, «портачи» и «приходни» (недоучившиеся цирюльники), лазебники (лазенники, банщики) и др. Они оказывали помощь на дому у больного, у себя дома, а иной раз на улице или на рынке. Цирюльник выполнял широкий круг ручной работы - от бритья бороды и срезания мозолей до ампутации конечностей, вправления вывихов и камнесечения.
Более низкую квалификацию имели банщики (лазенники). Им разрешалось ставить банки, прикладывать пластыри, заниматься массажем в банях. Цирульники, по примеру других ремесленников, объединились в цехи или получили подтвердительные грамоты о существовании своих цехов.
Цехи цирюльников по своей структуре не отличались от цехов других профессий: они состояли из мастеров (братьев), подмастерьев (товарищей) и учеников (хлопцев). Вся власть в цехе принадлежала мастерам. Мастера выбирали на год старшину и ключника, которые ведали административными делами цеха, хранили королевские привилеи и кассу.
Цехи являлись своеобразными школами цирюльников. В процессе учебы, которая продолжалась годами, обучающиеся проходили несколько разрядов: ученика (хлопца), полутоварища, подмастерья (товарища), мастера (цирюльника). На определенном этапе учебы будущие цирюльники проходили практическую стажировку в путешествии, так называемой «вендровке».
Чтобы стать мастером, ученику необходимо было научиться распознавать часто встречающиеся болезни, освоить различные манипуляции, лечить раны, переломы, вывихи, делать кровопускания, ставить банки, вводить слабительные средства, лечить внутренние болезни, сифилис, правильно пользоваться инструментами, накладывать пластыри, готовить и применять мази, кровоостанавливающие и противоожоговые средства и, кроме того, знать, «любую часть человеческого тела от макушки до стопы». Для приобретения цирюльнического искусства не требовалось общеобразовательной подготовки.
У одного мастера могли одновременно учиться два хлопца и один подмастерье (товарищ). После трех-пятилетнего обучения хлопец переводился в разряд товарищей. Товарищ, в свою очередь, после нескольких лет обучения, включая «вендровку» по другим городам, подвергался специальному экзамену, на котором он должен был продемонстрировать свои знания и «показать пробные штуки». После сдачи экзамена подмастерье получал звание мастера.
Отражая сословно-классовые отношения своего времени, цеховые заправилы требовали, чтобы будущий мастер представил документы, свидетельствующие о законном рождении и о происхождении от «почтенных» родителей. По тем же сословно-цеховым мотивам в цехи цирюльников ограничивался доступ новых лиц. При приеме в цех преимущество предоставлялось наследникам членов цеха.