Повивальное дело.
Кроме медицинской академии Ж- Э. Жилибер основал в Гродно акушерскую школу, в которой обучалось по 5 воспитанниц «способных к акушерскому искусству». Школа просуществовала до 1780 года и выпустила несколько ученых акушерок. Некоторые из них были привлечены к организации акушерской школы при Виленском университете.
Повивальные бабки подготавливались также в повивальном институте, основанном крупной землевладелицей княгиней А. Яблонской в подляшском местечке Семятичи в 1783 г. В этом институте занятия проходили 3-4 месяца, делалось по два набора в год. Среди обучавшихся были девушки из белорусских земель. Многие выпускницы работали на западнобелорусских землях.
Шпитали, их деятельность.
В эпоху среднего феодализма значительно улучшилось больничное (шпитальное) дело.
Шпитали открывались и содержались феодалами, магистратами, православными и католическими соборами и монастырями, а также цеховыми объединениями.
В XVI в. довольно часто появлялись братские шпитали.
После Брестской церковной унии (1596) католицизм стал более агрессивным против православия. Но до русско-польской войны 1654-1667 гг. вел свое наступление медленно, проявляя некоторую терпимость к православию.
Однако со второй половины XVII в. некоторые богатые представители православной веры были вынуждены в своих завещаниях отписывать средства и на православные, и на униатские церкви, и на шпитали .
В конце XVII в. польские власти оказывают усиленное давление на белорусский народ и пытаются уничтожить его культуру: закрывают белорусские объединения и учреждения, а в 1698 г. официально запрещают белорусский язык. Только благодаря активной борьбе белорусских горожан против полонизации удалось сохранить шпитали.
В XVII в. шпитали преимущественно открывались и функционировали при костелах. Шпитали были у иезуитов, кармелитов, августинцев, бонифратров и у других религиозных обществ. На территории Белоруссии было 370 шпиталей на 2918 призреваемых больных, инвалидов и убогих.
В документах на право открытия шпиталей оговаривались источники их материального обеспечения, объем и вид деятельности.
Например, на учреждение церковного братства разрешался двукратный сбор средств на шпиталь и другие призренческие цели.
В шпитали:
― принимались больные всех сословий;
― принимались лица и мужского и женского пола;
― вылечившиеся уходили из шпиталя добровольно;
― больные. которых не могли вылечить и старые могли жить в шпитали до смерти, обслуживая себя.
Лечением занимались:
― приглашенные цирюльники и медико-хирурги;
― шпитальные надзиратели, монахи или другие духовные лица.
Наиболее широкий круг лечебных мероприятий проводился в шпиталях бонифратров и рохитов.
Больных регулярно осматривали врачи и цирюльник, которые записывали состояние больных и сделанные назначения, т. е. вели медицинские документы, явившиеся предшественниками современных историй болезней.
В Гродненском госпитале (на 60 коек) у каждого больного была своя койка, палаты были довольно просторны и хорошо проветривались. Настои и большая часть лекарств, приготовлялись в больнице. Каждый учащийся наблюдал за пятью больными и должен был ежедневно отмечать эффект действия лекарств в истории болезни.
Нередко шпитали закрывались, так как прекращались поступления взносов из ранее установленных источников или же различные влиятельные лица, чаще всего церковники, эти деньги присваивали. В середине XVIII в. это явление стало массовым. Необходимо было упорядочить шпитальные дела.
Создавались комиссии «доброго порядка»:
Сейм Речи Посполитой в 1775 г образовал Польскую и Литовскую шпитальные комиссии.
Предусматривалось создать воеводские шпитали для больных и беременных, ввести плату за лечение, исключая бедных больных и беременных.
Литовская шпитальная комиссия в 1780 г., прекратила свою деятельность. Надзор за шпиталями попытались организовать прежние комиссии «доброго порядка».
Возникшие в 1781 г. комиссии полиции двух народов, а в 1782 г.- комиссия полиции Великого княжества Литовского должны были осуществлять надзор за деятельностью шпиталей, выяснять и упорядочивать их материальное положение. Эти комиссии и их шпитальные депутации явились прообразом государственных органов управления шпитальным делом.
Лечебные методы и средства.
В арсенале лечебных методов и средств белорусских врачевателей в эпоху развитого феодализма по-прежнему видное место занимали лекарственные средства.