Разрешалось продавать перец, имбер, шафран, гвоздику и др. «зелья». «Зелья», особенно привезенные из других стран, ценились очень высоко.
На территории современной Белоруссии с давних времен культивировались аптекарские огороды. Отсюда во все страны наравне с другими предметами шли лекарственные товары.
В Белоруссии довольно рано появились аптекари и аптечные учреждения - задолго до первых обнаруженных упоминаний о них.
Некоторые довольно хорошо оборудованные аптеки располагали большим набором лекарственных средств.
Медицинские книги.
На территории Белоруссии сложились более благоприятные, чем раньше, условия для обобщения приобретенного лекарями опыта. Широкий круг возникавших проблем здоровья и болезни, жизни и смерти, лечения и предупреждения болезней, проведения гигиенических мероприятий и создавшиеся медико-биологические воззрения и др. отражались и излагались в летописной, мемуарной, церковно-полемической, медицинской и другой литературе. До XVI в. вся литература была рукописной.
В каждом феодальном центре велась собственная летопись.
В летописях того времени описаны болезни отдельных лиц и «моровые поветрия», встречаются рассказы о лечении болезней и о других медицинских мероприятиях. В Академическом и Виленском списках Первого летописного свода, например, говорится о лечении ранений В «Хронiцы Вялiкага княства Лiтоускага i Жамойцкага» много изображений социальных потрясений, которые сопровождались голодом, морами и др.
В «Баркалабаускiм летапiсу», который создавался в переломное время в судьбе белорусского народа (конца XVI в.- начала XVII в.), отражены многие достоверные события, оказавшие влияние на здоровье людей.
В «Дневнике Новгородского подсудка Федора Евлашевского» (конец XVI в.) довольно точно описаны признаки психической болезни с галлюцинациями, упоминаются фамилии некоторых врачей (например, доктора Сепреза), рассказывается о массовых болезнях и смертях, об отдельных заболеваниях («фебра», «обморожения», «хромота», «ранения», «хоробы сердца» и др.), о лекарственных средствах и др.
В произведениях крупных белорусских просветителей Симона Будного (XVI в.), Лаврентия Зизания (XVI в.), Симеона Полоцкого (XVII в.) и других были высказаны идеи о познании природы человека, а также передовые по тому времени взгляды на физический и духовный склад человека. При этом использовались новейшие воззрения на физиологические процессы.
Симон Будный, связывал возможность зачатия с попаданием мужского семени в матку, а развитие беременности - с наличием у женщин месячных. Он также принял участие в создании местной медицинской терминологии.
Большая заслуга в развитии белорусской медицинской терминологии принадлежит Лаврентию Зизанию. В своем «Лексисе» он, в частности, переводил: «Недуг - хвороба; недугованье- хорованье; недужный - хорый, хоруючий; целю - лечу, уздо-ровляю; целитель - лекарь; целение лечение, уздоровление». Или: «Врачба - целение; врачебница - дом, где лечат и тыж аптека; врачевание - лекарство, лечение; врачевство - лекарство, докторство; врачую - лечу».
Лаврентий Зизаний вводит в «Лексис» немало слов, имеющих отношение к медицине». В «Лексисе» также широко представлены термины для обозначения зоологических и ботанических объектов. При создании своей терминологии Лаврентий Зизаний использовал «Книгу о животных» Аристотеля и другие произведения древних ученых. Симеон Полоцкий в своих произведениях много внимания уделял медико-биологическим проблемам и вопросам врачевания. Несмотря на свою принадлежность к церкви, он высказал много передовых для своего времени мыслей. Он считал, что человек познает окружающий мир через органы чувств, что человек рождается без наследованных идей и что его мозг представляет собой чистую доску, на которой «учитель что-либо хощет написати может» («Вечеря душевная»). Тем самым он выступил против утверждения о врожденных идеях у человека.
Симеон Полоцкий хорошо усвоил учение о влагах организма античных ученых-медиков и был их последователем. Он был убежден в воскресении мертвых, и в то же время считал, что воскресает не дух, а человек во всей своей плоти, наполненный «влагами преизрядными».
Непоследовательно материалистические взгляды на зачатие человеческого организма высказывал Симеон Полоцкий: «Зачинается дитя из семени, сгустевает и воображается через 40 дней мальчик, через 80 дней девочка, а потом уже богом одушевляется».
Симеон Полоцкий внимательно изучал приемы и средства лечения болезней, которые использовались народом, и подчеркивал, что лечение может быть успешным рациональными средствами народной медицины. В своих стихотворениях он воспевал труд народных лекарей.