При анкетировании больных СД из 100 человек, 63 пациента отметили значительную роль медицинской сестры в процессе лечения и реабилитации.
Работа медицинской сестры заключается в проведении бесед с больными о значении своевременного приема лекарственных препаратов, соблюдении диеты, режима работы и отдыха, значении физических нагрузок при заболевании сахарным диабетом, о контроле сахара крови и мочи и др. вопросов связанных с сахарным диабетом. Большое значение имеет выпуск сан. бюллетеней, где также освещаются вопросы связанные с проблемами сахарного диабета, мер по его профилактике, борьбы с осложнениями, новыми видами лечения и реабилитации.
Рис. 9 Значение роли медсестры в реабилитации больных СД
Рис. 10. Удовлетворенность знаниями о своем виде СД
Медицинская сестра ведет большую работу по профилактике осложнений СД.
Врач на общем приеме не может уделить каждому больному столько время, чтобы в полном объеме рассказать о заболевании, своевременном и правильном лечении, профилактике осложнений и многих других вопросах касающихся СД. В основном вышеуказанные проблемы помогает решать медицинская сестра, она также следит за своевременной диспансеризацией больных состоящих на учете.
Рис. 11. Частота посещения эндокринолога
В настоящее время обучение больных СД является обязательной частью при диабете любого типа и может проводиться в разных формах и видах.
Рис.12. Количество больных, владеющих элементами оказания самопомощи при гипо- и гипергликемических состояниях
Как показало анкетирование, что в потребности обучаться в "школе" для больных СД из 100 пациентов ответили на вопрос:
Да -76 человек, иногда -19 человек, нет - 5 человек.
Рис. 13. "Потребность обучаться в "школе" для больных СД"
Обучение в "школе" СД должно начинаться с того, что формируются группы разделенные по типам СД.
Я, предлагаю пример проведения "школы" для больных СД типа 2.
Обучение пациентов на современном этапе развития диабетологии является необходимой составляющей и залогом успешного лечения больных СД типа 2 наряду с диетой, физическими нагрузками, самоконтролем и медикаментозной терапией.
Основной целью обучения является формирование у пациентов мотивации к лечению, т.е. осознанное стремление больного обучаться и выполнять необходимые терапевтические действия. А также приобретение практических знаний и навыков для адаптации к качественно новым условиям жизни, при которых они должны принять активное участие в лечебном процессе.
В идеале команда специалистов работающих в "школе", должна состоять из специалистов разного профиля, таких как эндокринолог, диетолог, психолог, офтальмолог, подолог (специалист по стопе), медсестра. Обучение в "школе" проводимого на нашем примере проводилось эндокринологом и медицинской сестрой, которая обучала больных методам самоконтроля уровня сахара крови с помощью тест полосок. Помогала освоить самостоятельный забор крови для определения сахара. Медицинская сестра на занятиях обучала больных самостоятельно измерять артериальное давление.